«Нам не хватает донкихотства»
Главный герой нового спектакля Ярославского камерного театра под руководством
Владимира Воронцова «Дон-Кихот. Версия умалишенных» у артиста Виктора Григорюка
сухопар и крепок в кости, у него добрые и грустные глаза, внушительного
тембра баритон. В облике ничего нет от анекдота или пародии. Судя по тому,
как сильно задето его благородное сердце низкой болтовней оруженосца Санчо
о презренном жалованье, Дон-Кихот Григорюка обижен за все странствующее
рыцарство, и неподкупный нрав, похоже, главное в его персоне.
Но вообще-то никогда не унывающий толстяк-оруженосец (Владимир Гусев)
при всем своем занудливом балагурстве – того же поля ягода, что и господин.
У него верное сердце, а высокий дух странствующего рыцарства коснулся и
его чела. Многочисленные шишки в походе за правду и справедливость такой
Санчо набивает себе на пару с кабальеро по-настоящему.
Столь выразительными видим мы героев Сервантеса… на сеансе арттерапии
в исполнении пациентов психушки доктора Лэдисона (Юрий Ваксман). Первопричиной
их бед были поступки, о каких иначе и не сказать – донкихотские.
Герой Григорюка, пациент № 11, в предыдущей своей жизни служил главным
хранителем Национальной библиотеки. Когда однажды начался жуткий пожар,
этот человек в одиночку ринулся спасать книги. На нем горели одежда, волосы.
Он долго потом пролежал в реанимации, но к нормальной жизни так и не вернулся.
Человек № 68, он же Санчо Панса, учился на культуролога, впрочем, дело
не в этом. Как-то компания студентов отправилась проветриться к водопаду.
Любимая девушка нашего героя села в лодку с другим. Их понесло, «Санчо»
поплыл наперерез, остановил лодку у гибельного края стремнины. Тем, кто
был в лодке, бросили канат, а их спаситель вместе с лодкой полетел с огромной
высоты к розовой пене среди камней.
В клинике доктора Лэдисона никто не бездельничает. 11-й читает книжки,
закрывшись в «библиотеке» – платяном шкафу. 68-й любит играть на дудочке,
свернутой из картона.
Современному театру не резон отбивать хлеб у медицины. С начала прошлого
столетия он вольно или невольно играет на поле эскулапов. Слово «подсознание»
было рабочим термином и Станиславского, и Вахтангова. Да и завсегдатаи театра
Владимира Воронцова знают, как любит этот режиссер зацепить у актера, а
через него и у зрителя глубинные, вплоть до безотчетных инстинктов, струны
души.
Главный психиатр в исполнении Ваксмана со своей напоминающей деловой
инструктаж скороговоркой в общении с театральным деятелем Коральским (Петр
Рабчевский) больше похож на менеджера, чем на врача.
Осенило его в качестве кардинального средства арттерапии выбрать роман
о Дон-Кихоте. С режиссером будущей постановки, человеком, давно переставшим
чему-либо удивляться и не склонным к авантюрам, доктор без хлопот находит
общий язык. Сошлись на том, что безудержная храбрость хитроумного идальго
и его любвеобильное сердце и впрямь выглядят многообещающим противоядием
для душ, хронически покалеченных страхом перед жизнью.
Странная, казалось бы, затея не выглядит авантюрой еще и потому, что,
оказывается, есть у доктора Лэдисона заветная надежда, что постановка возродит
и его собственную душу. В страшные дни цунами, пока заседал он на каком-то
симпозиуме, погибло все его семейство, любимая дочь – ему так напоминает
ее молчаливая медсестра Джудит (Замира Колхиева).
У нее-то высшее медицинское образование и своя, никем не написанная история
болезни. Бойфренд оказался подонком, перед свадьбой потешил дружков разудалой
оргией, после чего красавице Джудит не то что замуж идти – жить расхотелось.
Имеется у доктора спасительное снадобье и для медсестры – роль прекрасной
Дульсинеи.
Будут в спектакле и знаменитые мельницы, и церемония во дворце герцога,
где светская дворня всласть поизмывается над простодушием гостей, всерьез
намеренных избавить мир от зла. И примет Санчо губернаторский пост с теми
же, что и в романе, веселыми до слез последствиями. Игра идет в пространстве
души Дон-Кихота, где справедливость защищают с риском для жизни, где отвага
есть отвага, а любовь не бывает понарошку.
Первой среди героев спектакля жить сызнова захотелось 123-й – герцогине.
В проникновенной ночной сцене с 68-м она попросит его: «Можно, я буду называть
тебя Санчо? Ты самый добрый из всех, самый нежный. Ты поможешь мне?» Санчо
пригубит свою картонную дудочку, и мы услышим хрустальный унисон их сердец.
Но спасительной сцены с выздоровлением Дон-Кихота мы так и не дождемся
в тот вечер. На его путях все должно быть по правде и по совести, достаточно
одной-единой колдобины лжи или корысти – собьются с шага все. Захотелось
пациентке под номером 123 (актриса Зинаида Сопотова) сыграть не герцогиню,
а другую – прекрасную Дульсинею. Прочла тайком текст роли, и так тяжко стало
ей жить под номером, потому что Дульсинею – любят. Попросила она Джудит:
уступи. По наущению выжиги-актера, хронического заики на почве пьянства,
героиня Сопотовой даже пыталась купить роль у главного психиатра. Ничего
не получилось. И пошла она ва-банк…
Затронув подноготную наших душ, Владимир Воронцов в новой постановке
по пьесе, рожденной в стенах его театра, моралей не читает и жить не учит.
Возможно, как раз поэтому театр и не отпускает нас домой налегке. Уходим,
кто с вопросами без ответов, кто с догадками – про самих себя, грешных.
Про то, например, что, как и при Сервантесе, не достает гомо сапиенс наивного
и не ведающего корысти донкихотства. Рыцарь печального образа – да, литература,
театр, но донкихотство – наш вечный выбор в жизни. Оно всегда лоб в лоб
с тем, что классик поэзии XX века пригвоздил к стенке строкой – «позорное
благоразумие».
Юлиан Надеждин, газета «Северный край», №(220) 23.11.05
|