«Интервью длиною в жизнь…»
Гастроли Ярославского Камерного Театра… Особое
слово о спектакле «Интервью» по пьесе американского драматурга Питера Суэта,
который за него получил престижную Пулитцеровскую премию, а сам Камерный
Театр – четыре приза на Московском международном телевизионно-театральном
конкурсе имени И. Смоктуновского: за лучший спектакль, за лучшую режиссуру
и за обе мужские роли. В маленьком ателье разворачивается драма между портным
Московицем и страховым агентом Шэнноном. Допрос-интервью, который длится
весь спектакль.. История вынужденного эмигранта, не сумевшего спасти семью
от фашистов… Тема не нова и вначале даже возникает ощущение тоскливости…
Но уже очень скоро появляется интерес и вопрос: как при такой достаточно
«заигранной» теме, спектакль «не выдыхается»? И тут же ощущаешь нечто непонятное.
Режиссеру спектакля Владимиру Воронцову и главным актерам Владимиру Гусеву
и Юрию Ваксману удалось заложить в свою постановку некую тайну. Она и держит
зрителя. Начинаешь гадать: может быть, это тайна души, (на глазах главного
героя убили жену и детей). В ходе интервью, события оживают. Но странным
образом, не на сцене, а в душе зрителя (редкая ситуация и дорогого стоит).
Вместе с главным героем в течение 1, 5 часов зритель проживает его несчастную
жизнь заново. Интервью превращается в предсмертную исповедь. По сути, страховой
агент выступает в роли смерти, которую, с одной стороны, герой ждал, как
избавление от страданий, а с другой, упорно не хотел впускать в свой дом.
А зритель не ждал не гадал, но неожиданно стал соучастником. Спектакль недолгий.
Сначала – слегка занудный, но к концу – драматизм зашкаливает… Удачно используются
детали: надкушенное яблоко, брошенное на пол, когда герой понимает, что
назад дороги нет. С этого момента он перестает бороться за жизнь. Декорации
тоже «работают»… На стенах в ателье Московица развешены мрачных мужские
костюмы серых тонов (заказы клиентов), а посередине, на самом почетном месте
ни месту и ни ко времени весит белое женское платье. Оно, интригует зрителя
весь спектакль. А в финале уносит героя, а за ним и зрителей в темноту,
в… вечность. Впечатляет игра актеров, особенно психологические приемы внушения,
которые действуют и на зрителя. Спектакль с полным аншлагом идет уже 8 лет
– со дня рождения самого театра. Причем во всех столицах: Киеве, Санкт-Петербурге,
Москве. И, разумеется, в Ярославле. Некоторые зрители приходят на него по
несколько раз. Хотят разгадать тайну, а она ускользает.. Удивительный спектакль...
Анна Мелкумян, Школа практической журналистики |