«Актеры в частном секторе»
Два актера сидят в гримерке и ругаются. Они второй десяток лет подряд
играют «Моцарта и Сальери» Пушкина. И снова в зале какие-то солдаты, целующиеся
парочки, полубезумный человек из дома престарелых, да еще нагрянула зарубежная
делегация. Из-за ее опоздания спектакль задерживается. Объеденный мышами
грим. Пыль в гримерке. Идиотское распределение ролей в новой постановке.
Бесконечные задержки с ее выпуском. Заштатный театрик.
Как все узнаваемо... Владимир Гусев и Юрий Ваксман играют то, что знакомо
любому театральному человеку. Собственно, худрук театра Владимир Воронцов
поставил спектакль по пьесе Л. Рокотова «Представление трагедии Александра
Пушкина «МОЦАРТ и САЛЬЕРИ» на убогих подмостках конца ХХ столетия» как раз
о той житейской рутине, которая либо ломает человека, либо заставляет сделать
неимоверное усилие и вырваться на простор.
Перед нами - изнанка театра. Тут смешались шикарные костюмы персонажей
и невзрачная одежда актеров, эффектные сценические аксессуары и пыльные
обломки декораций. Перемена света - и вот наши персонажи уже не в гримерке,
а на сцене, и музыка уносит их в мир страстей и грез.
Этот спектакль - объяснение того, почему актер Юрий Ваксман стал бизнесменом,
продюсером и создал частный театр, почему сюда пришли из других театров
Ярославля несколько ведущих актеров, а худруком стал бывший главреж Академического
театра им. Ф.Волкова Владимир Воронцов. В конце 80-х Ваксман, тогда игравший
в Ярославском ТЮЗе, помогал проводить первый Всесоюзный фестиваль авангардных
и экспериментальных театров. Позже, не вынеся рутины гостеатра, занялся
продюсерством. Вместе с актрисой Л.Ковалевой открыл кафе «Актер», быстро
ставшее одним из популярнейших в Ярославле. В кафе и родился спектакль «Интервью»,
поставленный В. Воронцовым по пьесе П. Суэта. Спектакль о противостоянии
человека системе. С него начался Камерный театр под руководством Воронцова.
Ярославский Камерный стал едва ли не первым в России частным репертуарным
стационарным театром с постоянной труппой. Сейчас здесь - четыре спектакля.
Идет работа над пятым. По инициативе театра в городе дважды прошли фестивали
камерных театров - «Ярославские театральные Салоны». Актеры Камерного любимы
в своем городе - В.Гусев, П.Рабчевский, М.Левченко стали лауреатами Премии
им. Ф.Волкова. Сейчас актеры этого театра становятся новыми лицами российского
кино и телевидения. Их снимали Усков и Краснопольский, Лунгин и Шенгелия.
Вторым ярославцы сыграли в Москве спектакль «Любо? Дорого!..». Постановщик
В.Воронцов объединил три достаточно известные французские одноактные «хорошо
сделанные пьесы» - «Счастливого Рождества!» П.Барийе, «Пришелец из Рангуна»
Ж.-П.Греди и «Любо? Дорого!..» Ги Абекассиса. Их объединяют хлесткий, иронический
диалог, виртуозные повороты сюжета и сквозная тема - вечный любовный треугольник.
Добротный спектакль в очень лаконичных и стильных декорациях. Такие работы
нужны для поддержания зрительского интереса к театру - в форме развлекательного,
не очень назидательного, но приятного вечернего времяпрепровождения, а также
для поддержания актерской формы, чтобы «не накапливался жирок». Здесь прежде
всего любопытен опыт создания «междугороднего» актерского ансамбля. В «Любо?
Дорого!..» вместе с опытными В.Гусевым, Ю.Ваксманом, М.Левченко, П.Рабчевским
и молодыми З.Колхиевой и К.Силаковым на сцену выходит актриса московского
Театра сатиры Н.Карпунина.
Еще одна работа Камерного, сыгранная на гастролях, - «Интервью». В этом
спектакле постановщик В. Воронцов предложил и замечательную сценографию.
Вытянутое в длину пространство игры словно символизирует долгую жизнь и
долгий путь, которым шел к своему прозрению персонаж В.Гусева - старый портной
Московиц. Здесь звучит замечательная музыка композитора А.Долгова. С этим
спектаклем театр с успехом побывал в Петербурге, Екатеринбурге, Киеве и
уже трижды в Москве.
Каковы же общие впечатления от гастролей ярославского Камерного в Москве?
В целом актеры, безусловно, справились с проблемой незнакомой площадки и
нашли контакт с публикой. Эти гастроли показали, что на нестоличных сценах
много интереснейших актеров средних лет и молодого возраста. И периферийная
сцена делает успехи в театральной организации, особенно когда стремится
сохранить опыт стационара.
Показали эти гастроли, что нестоличные города и театры в них живут в
несколько ином ритме и темпе. Подробная, очень точная актерская игра, добротная
режиссура пронизаны идеализмом и наивностью. И в этом есть свое обаяние.
Валерий Москвитин, газета «Культура», №6 (7365) 13 - 19.02.03
|