«МОЙ ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК...»
Гастроли Ярославского Камерного театра под руководством Владимира
Воронцова на сцене Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке,
прошедшие в конце марта, стали ярким и глубоким событием в нашей театральной
действительности.
Ярославский Камерный театр (лауреат Московского фестиваля им. Смоктуновского
и Екатеринбургского фестиваля «Реальный театр») приезжает с гастролями в
Петербург уже во второй раз.
Театр основался на энтузиазме двух актеров, Юрия Ваксмана и Владимира
Гусева, которым очень хотелось сделать спектакль «на двоих» и работать они
хотели только с одним режиссером, Владимиром Воронцовым, который, по словам
актеров, несмотря на все жизненные перипетии, остался верен себе, и работать
с которым просто счастье.
Собирались «на один спектакль», работали в ресторане, который закрывался,
как «территория еды», в 15 часов, и превращался до 10 вечера в театральную
площадку, а после - снова в ресторан. Довольно скоро всем стало понятно,
что «надо продолжить». «Город узнал и город поверил», сдав в аренду кинотеатр
в центре, но денег конечно, не дал. И весь ресторанно-барно-пельменный бизнес
начал работать на создание нового театра. Он стал уникальным частным не
бюджетным театром, но при этом репертуарным, штатным и некоммерческим, с
залом на 200 мест. Только в этом году у театра появился спонсор. Как сказал
Анатолий Праудин: «Театр уникален по трем составляющим. Первая - то, что
это русский репертуарный театр. Вторая - то, что в нем возрождается вымирающее
понятие «русский трагический актер». Третья - это то, что организованный
ими фестиваль «Золотая крыша» собирает «под свою крышу» некоммерческие поисковые
театры, стараясь сохранить русский дух репертуарного театра.
Театр привез три спектакля: «Русский ланч» (по пьесе И. Тургенева «Завтрак
у предводителя»). В этой пьесе элегичный И.С. Тургенев предстает язвительным,
ироничным сатириком. Добродушный охотник Беспардин и его добропорядочная
сестра, вдова Каурова выглядят «чопорно-английскими» ровно до тех пор, пока
дело не доходит до дележа тетушкиного наследства. «И тут такое началось:»
Совместив понятия «русский завтрак» и «английский ланч», постановщики получили
немыслимый симбиоз «русского ланча», в жанре сатирической комедии, проявившем
всю «русскую дурь» в английском суррогате.
Спектакль «Интервью» по пьесе
Питера Суэта, принесшей автору одну из самых престижных премий - Пулитцеровскую,
постановщику и актерам принес Московскую премию «Маски» им. И.М. Смоктуновского
в четырех номинациях: лучший спектакль, лучшая режиссура и обе мужские роли.
Герои ситуации встречаются по вполне формальному поводу: агент налоговой
службы приходит с проверкой к коммерсанту. Один - человек системы, но при
этом не лишенный чувства чести другой - человек, бегущий от власти всякой
системы. Ни к чему не обязывающая встреча оборачивается драматической ситуацией,
в результате которой происходит пересмотр жизненных ценностей и пробуждение
совести. Хотелось бы думать, что не только у героев спектакля.
А последний
спектакль, по пьесе Леонида Рокотова «Представление трагедии Александра
Пушкина «Моцарт и Сальери на убогих подмостках конца ХХ столетия», был «иронической
мелодрамой», после которой неотвратимо понимаешь - «мой черный человек всегда
со мной». Гениальный текст Пушкина. Гениальная музыка Моцарта. Просто «раритетные»
предметы, передающие стиль эпохи конца XVIII-го века. И «убогих подмостков»
конца ХХ-го. И все это - в интерьере «гримм-уборных» классического театра
конца XIX века. А о великолепной актерской игре, хотелось бы писать в стиле
театрального критика тех лет, к примеру, В. Дорошевича... После питерской
суеты и этот стиль, и темпоритм, и классически трагедийная подача вызывают
поначалу некую раздвоенность, не «включиться». Но после того, когда «включился»
- не хочется выходить из этого спокойного и правильного состояния, а просто
идти и идти куда-то не спеша, вдруг почувствовав, что вместе со спектаклем
ты впитал в себя и Ярославль, и Кремль, и всю среднюю полосу России, и этот
театр, где всеми силами пытаются реанимировать вымирающие традиции русской
сцены. Елена Енгалычева «Деловой журнал БИЗНЕС СЕГОДНЯ» Апрель 2004
|