«Заметки после спектакля…»
На сайте Андрея Ильина, я познакомилась с молодой девушкой Настей из
Ярославля. Она время от времени рассказывала мне про свои любимые театры
в Питере и Ярославле. И вот новость, Ярославский камерный театр приезжает
на гастроли в Москву в феврале. Настя настаивала, что я должна увидеть ее
любимых актеров. Да мне и самой было интересно посмотреть спектакль провинциального
театра. Сразу оговорюсь, я не такой уж крутой театрал, хожу в театр достаточно
редко. По некоторым причинам. Иногда нет сил, иногда нет денег, иногда их
жалко тратить на непроверенный материал, хуже нет чувства разочарования
от спектакля… В воскресение я собралась на спектакль «Дон Кихот. Версия
умалишенных». Одна я не хожу в театр, потому что хочется все же обсудить
увиденное…
Написала мейлы 3 подругам и получила отказы…одна решила дилемму между
материальным и духовным в пользу новой куртки, другая приболела, третьей
было просто лень. В общем, в воскресение днем я оставалась в гордом одиночестве,
что меня не устраивало категорически. Для таких экстренных случаев, у каждой
порядочной матери, под рукой всегда находится собственный малютка. Я тоже
не была оригинальна…
-Мы сегодня идем в театр, – сообщила я юноше, оторвав его от компьютерных
баталий и аськи.
- А что все отказались? – уточнил мой эскорт.
- Да, дружочек, тебе отступать некуда.
Позвонила в кассы и узнала, что билетов осталось мало, попросила бронь
и узнала что начало в 18 часов
- О! классно в 21 час уже будем дома…
У сына разболелась голова и он пытался дезертировать, но, конечно, безуспешно.
Когда выкупили билеты, прочитала надпись «Продолжительность спектакля –
3часа 50 минут».
-Ой, как долго, – заныл сын
- Да, ладно, как пойдет…может уйдем после 1-го действия, – успокоила
я отпрыска
Попутно, кратко рассказала сыну историю про Дон Кихота (которую он не
знал).
Вот примерно с таким настроением, мы вошли в зал, который был полон.
Начался спектакль, сюжет его был очень забавен. Доктор приглашает режиссера
поставить в сумасшедшем доме спектакль по роману Сервантеса. Приглашая на
кастинг своих больных, рассказывает режиссеру об их судьбах.
Из этого рассказа выясняется, что все эти люди, пережили в жизни страшную
трагедию, которая и пошатнула их психику. Доктор же хочет с помощью арттерапии
попытаться улучшить их самочувствие. Причем он сам не уверен в благоприятном
окончании своей затеи. Однако режиссер зажигается его мыслью и репетиции
начинаются.
Действующих лиц достаточно много, все они проходят перед зрителями, сначала
в одежде больных (под номерами), а потом репетиции продолжаются в костюмах.
С первых же минут спектакля мы попали под дикое обаяние актеров. Каждый
был харизматичен и незабываем. Их игра просто завораживала. Спектакль называется
трагикомедия, так вот в первом действии было больше комедии, такая раскачка…два
часа пролетело незаметно. Закончилось действие, и по поведению сына я поняла,
что мы остаемся.
- Очень сильно, – коротко сказал он.
Я чувствовала тоже самое.
Во втором действии напряжение возрастало по нарастающей, зал просто не
дышал в некоторые моменты. Я вдруг поймала себя на мысли, что у спектакля
совершенно не московский ритм. Актеры медленно двигались, доктор мог задумчиво
почесать затылок и держать паузу. И зал тоже никуда не спешил, мы полностью
растворились в атмосфере и страстях психбольницы.
Потому что эти страсти и чувства знакомы всем, до боли. Предательство,
потеря близких, нелепая ошибка, измена, жажда счастья, преданность другу,
потребность любить и быть любимым.
За спиной у сына раздались сдавленные рыдания, хлюпанья носом стали все
чаще.
Градус спектакля все возрастал. Уже стало понятно, что вторая часть –
это чистая трагедия, без всяких комедий. Однако актеры не давили на жалость,
нет…все было очень естественно и органично. Они не читали нам мораль, а
просто жили в спектакле.
На вопрос санитара
- Скажите, почему мы в жизни не поступаем как Дон Кихот?
Режиссер, беспомощно разводя руками, выкрикивал
- Я НЕ ЗНАЮ! НЕ ЗНАЮ!
В финале нас уже просто вдавило в кресла, даже тяжеловато было дышать…
И вот поклоны… скажу честно, меня поразило, что зрителям не дали переключиться.
Актеры вышли в образах своих героев, без улыбок, под медленно-вязкую
музыку.
Цветов дарили очень много и практически всем…Мне казалось невозможным,
что бы 10 человек сыграли как один, абсолютно в унисон, на какой-то высшей
точке отдачи.
Вот такой получился поход в театр. Душа трудилась все 3 часа 50 мин.
О чем мы не пожалели.
Так что теперь у Ярославского Камерного Театра, в Москве прибавилось
число поклонников.
Ирина Гуськова, 4 февраля 2007, гастроли в Москве на сцене Центра
им. Вс. Мейерхольда
|