Ярославский Камерный Театр

«Заметки после спектакля…»

На сайте Андрея Ильина, я познакомилась с молодой девушкой Настей из Ярославля. Она время от времени рассказывала мне про свои любимые театры в Питере и Ярославле. И вот новость, Ярославский камерный театр приезжает на гастроли в Москву в феврале. Настя настаивала, что я должна увидеть ее любимых актеров. Да мне и самой было интересно посмотреть спектакль провинциального театра. Сразу оговорюсь, я не такой уж крутой театрал, хожу в театр достаточно редко. По некоторым причинам. Иногда нет сил, иногда нет денег, иногда их жалко тратить на непроверенный материал, хуже нет чувства разочарования от спектакля… В воскресение я собралась на спектакль «Дон Кихот. Версия умалишенных». Одна я не хожу в театр, потому что хочется все же обсудить увиденное…

Написала мейлы 3 подругам и получила отказы…одна решила дилемму между материальным и духовным в пользу новой куртки, другая приболела, третьей было просто лень. В общем, в воскресение днем я оставалась в гордом одиночестве, что меня не устраивало категорически. Для таких экстренных случаев, у каждой порядочной матери, под рукой всегда находится собственный малютка. Я тоже не была оригинальна…

-Мы сегодня идем в театр, – сообщила я юноше, оторвав его от компьютерных баталий и аськи.

- А что все отказались? – уточнил мой эскорт.

- Да, дружочек, тебе отступать некуда.

Позвонила в кассы и узнала, что билетов осталось мало, попросила бронь и узнала что начало в 18 часов

- О! классно в 21 час уже будем дома…

У сына разболелась голова и он пытался дезертировать, но, конечно, безуспешно. Когда выкупили билеты, прочитала надпись «Продолжительность спектакля – 3часа 50 минут».

-Ой, как долго, – заныл сын

- Да, ладно, как пойдет…может уйдем после 1-го действия, – успокоила я отпрыска

Попутно, кратко рассказала сыну историю про Дон Кихота (которую он не знал).

Вот примерно с таким настроением, мы вошли в зал, который был полон.
Начался спектакль, сюжет его был очень забавен. Доктор приглашает режиссера поставить в сумасшедшем доме спектакль по роману Сервантеса. Приглашая на кастинг своих больных, рассказывает режиссеру об их судьбах.

Из этого рассказа выясняется, что все эти люди, пережили в жизни страшную трагедию, которая и пошатнула их психику. Доктор же хочет с помощью арттерапии попытаться улучшить их самочувствие. Причем он сам не уверен в благоприятном окончании своей затеи. Однако режиссер зажигается его мыслью и репетиции начинаются.

Действующих лиц достаточно много, все они проходят перед зрителями, сначала в одежде больных (под номерами), а потом репетиции продолжаются в костюмах.

С первых же минут спектакля мы попали под дикое обаяние актеров. Каждый был харизматичен и незабываем. Их игра просто завораживала. Спектакль называется трагикомедия, так вот в первом действии было больше комедии, такая раскачка…два часа пролетело незаметно. Закончилось действие, и по поведению сына я поняла, что мы остаемся.

- Очень сильно, – коротко сказал он.
Я чувствовала тоже самое.

Во втором действии напряжение возрастало по нарастающей, зал просто не дышал в некоторые моменты. Я вдруг поймала себя на мысли, что у спектакля совершенно не московский ритм. Актеры медленно двигались, доктор мог задумчиво почесать затылок и держать паузу. И зал тоже никуда не спешил, мы полностью растворились в атмосфере и страстях психбольницы.

Потому что эти страсти и чувства знакомы всем, до боли. Предательство, потеря близких, нелепая ошибка, измена, жажда счастья, преданность другу, потребность любить и быть любимым.

За спиной у сына раздались сдавленные рыдания, хлюпанья носом стали все чаще.

Градус спектакля все возрастал. Уже стало понятно, что вторая часть – это чистая трагедия, без всяких комедий. Однако актеры не давили на жалость, нет…все было очень естественно и органично. Они не читали нам мораль, а просто жили в спектакле.

На вопрос санитара
- Скажите, почему мы в жизни не поступаем как Дон Кихот?
Режиссер, беспомощно разводя руками, выкрикивал
- Я НЕ ЗНАЮ! НЕ ЗНАЮ!

В финале нас уже просто вдавило в кресла, даже тяжеловато было дышать…

И вот поклоны… скажу честно, меня поразило, что зрителям не дали переключиться.

Актеры вышли в образах своих героев, без улыбок, под медленно-вязкую музыку.

Цветов дарили очень много и практически всем…Мне казалось невозможным, что бы 10 человек сыграли как один, абсолютно в унисон, на какой-то высшей точке отдачи.

Вот такой получился поход в театр. Душа трудилась все 3 часа 50 мин. О чем мы не пожалели.

Так что теперь у Ярославского Камерного Театра, в Москве прибавилось число поклонников.

Ирина Гуськова, 4 февраля 2007, гастроли в Москве на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда

г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 9. Тел.: (4852) 30-56-45. E-mail: admin@yar-kamerniy.ru