| «Нам не хватает донкихотства» Главный герой нового спектакля Ярославского камерного театра под руководством 
		Владимира Воронцова «Дон-Кихот. Версия умалишенных» у артиста Виктора Григорюка 
		сухопар и крепок в кости, у него добрые и грустные глаза, внушительного 
		тембра баритон. В облике ничего нет от анекдота или пародии. Судя по тому, 
		как сильно задето его благородное сердце низкой болтовней оруженосца Санчо 
		о презренном жалованье, Дон-Кихот Григорюка обижен за все странствующее 
		рыцарство, и неподкупный нрав, похоже, главное в его персоне. Но вообще-то никогда не унывающий толстяк-оруженосец (Владимир Гусев) 
		при всем своем занудливом балагурстве – того же поля ягода, что и господин. 
		У него верное сердце, а высокий дух странствующего рыцарства коснулся и 
		его чела. Многочисленные шишки в походе за правду и справедливость такой 
		Санчо набивает себе на пару с кабальеро по-настоящему. Столь выразительными видим мы героев Сервантеса… на сеансе арттерапии 
		в исполнении пациентов психушки доктора Лэдисона (Юрий Ваксман). Первопричиной 
		их бед были поступки, о каких иначе и не сказать – донкихотские.  Герой Григорюка, пациент № 11, в предыдущей своей жизни служил главным 
		хранителем Национальной библиотеки. Когда однажды начался жуткий пожар, 
		этот человек в одиночку ринулся спасать книги. На нем горели одежда, волосы. 
		Он долго потом пролежал в реанимации, но к нормальной жизни так и не вернулся.
		 Человек № 68, он же Санчо Панса, учился на культуролога, впрочем, дело 
		не в этом. Как-то компания студентов отправилась проветриться к водопаду. 
		Любимая девушка нашего героя села в лодку с другим. Их понесло, «Санчо» 
		поплыл наперерез, остановил лодку у гибельного края стремнины. Тем, кто 
		был в лодке, бросили канат, а их спаситель вместе с лодкой полетел с огромной 
		высоты к розовой пене среди камней. В клинике доктора Лэдисона никто не бездельничает. 11-й читает книжки, 
		закрывшись в «библиотеке» – платяном шкафу. 68-й любит играть на дудочке, 
		свернутой из картона. Современному театру не резон отбивать хлеб у медицины. С начала прошлого 
		столетия он вольно или невольно играет на поле эскулапов. Слово «подсознание» 
		было рабочим термином и Станиславского, и Вахтангова. Да и завсегдатаи театра 
		Владимира Воронцова знают, как любит этот режиссер зацепить у актера, а 
		через него и у зрителя глубинные, вплоть до безотчетных инстинктов, струны 
		души. Главный психиатр в исполнении Ваксмана со своей напоминающей деловой 
		инструктаж скороговоркой в общении с театральным деятелем Коральским (Петр 
		Рабчевский) больше похож на менеджера, чем на врача. Осенило его в качестве кардинального средства арттерапии выбрать роман 
		о Дон-Кихоте. С режиссером будущей постановки, человеком, давно переставшим 
		чему-либо удивляться и не склонным к авантюрам, доктор без хлопот находит 
		общий язык. Сошлись на том, что безудержная храбрость хитроумного идальго 
		и его любвеобильное сердце и впрямь выглядят многообещающим противоядием 
		для душ, хронически покалеченных страхом перед жизнью. Странная, казалось бы, затея не выглядит авантюрой еще и потому, что, 
		оказывается, есть у доктора Лэдисона заветная надежда, что постановка возродит 
		и его собственную душу. В страшные дни цунами, пока заседал он на каком-то 
		симпозиуме, погибло все его семейство, любимая дочь – ему так напоминает 
		ее молчаливая медсестра Джудит (Замира Колхиева). У нее-то высшее медицинское образование и своя, никем не написанная история 
		болезни. Бойфренд оказался подонком, перед свадьбой потешил дружков разудалой 
		оргией, после чего красавице Джудит не то что замуж идти – жить расхотелось. 
		Имеется у доктора спасительное снадобье и для медсестры – роль прекрасной 
		Дульсинеи. Будут в спектакле и знаменитые мельницы, и церемония во дворце герцога, 
		где светская дворня всласть поизмывается над простодушием гостей, всерьез 
		намеренных избавить мир от зла. И примет Санчо губернаторский пост с теми 
		же, что и в романе, веселыми до слез последствиями. Игра идет в пространстве 
		души Дон-Кихота, где справедливость защищают с риском для жизни, где отвага 
		есть отвага, а любовь не бывает понарошку.  Первой среди героев спектакля жить сызнова захотелось 123-й – герцогине. 
		В проникновенной ночной сцене с 68-м она попросит его: «Можно, я буду называть 
		тебя Санчо? Ты самый добрый из всех, самый нежный. Ты поможешь мне?» Санчо 
		пригубит свою картонную дудочку, и мы услышим хрустальный унисон их сердец. Но спасительной сцены с выздоровлением Дон-Кихота мы так и не дождемся 
		в тот вечер. На его путях все должно быть по правде и по совести, достаточно 
		одной-единой колдобины лжи или корысти – собьются с шага все. Захотелось 
		пациентке под номером 123 (актриса Зинаида Сопотова) сыграть не герцогиню, 
		а другую – прекрасную Дульсинею. Прочла тайком текст роли, и так тяжко стало 
		ей жить под номером, потому что Дульсинею – любят. Попросила она Джудит: 
		уступи. По наущению выжиги-актера, хронического заики на почве пьянства, 
		героиня Сопотовой даже пыталась купить роль у главного психиатра. Ничего 
		не получилось. И пошла она ва-банк…  Затронув подноготную наших душ, Владимир Воронцов в новой постановке 
		по пьесе, рожденной в стенах его театра, моралей не читает и жить не учит. 
		Возможно, как раз поэтому театр и не отпускает нас домой налегке. Уходим, 
		кто с вопросами без ответов, кто с догадками – про самих себя, грешных. 
		Про то, например, что, как и при Сервантесе, не достает гомо сапиенс наивного 
		и не ведающего корысти донкихотства. Рыцарь печального образа – да, литература, 
		театр, но донкихотство – наш вечный выбор в жизни. Оно всегда лоб в лоб 
		с тем, что классик поэзии XX века пригвоздил к стенке строкой – «позорное 
		благоразумие». Юлиан Надеждин, газета «Северный край», №(220) 23.11.05 |