«Камерный запел блюз»
В Ярославском камерном театре под руководством Владимира
Воронцова состоялась первая премьера девятого театрального сезона. Это –
импровизация в стиле блюз (именно так определен жанр спектакля) по произведениям
американского драматурга Уильяма Сарояна «Путники в ночи». Осуществил постановку
спектакля (равно как и написал его сценарий, и придумал идею оформления)
режиссер из Нижнего Новгорода Владимир Кулагин. В начавшемся театральном
сезоне он планирует поставить на сцене камерного театра еще два спектакля.
Что касается «Путников в ночи»… Повторение, безусловно, мать учения. И те
зрители, кто уже имел удовольствие посмотреть на сцене камерного театра
спектакль «Встречи и расставания» (импровизация по произведениям Александра
Володина), без труда узнали в новом спектакле «Путники в ночи» режиссерский
почерк Кулагина. Хотя заявленная автором импровизация как жанр спектакля
(что в переводе означает неожиданный, внезапный) по меньшей мере должна
предполагать полную непредсказуемость как в сюжетной линии, так и в стилевом
решении постановки. Однако это не произошло. В обоих случаях сценарий –
это несколько миниатюр о любви, нанизанных на единый стержень сюжета. Разнятся
только географические названия и имена героев. В обоих спектаклях одним
из главных действующих лиц (и связующим элементом между миниатюрами) является
живая музыка (пианино, скрипка, виолончель) в исполнении композитора Ивана
Скуратова и музыкантов Светланы Бухреевой и Елизаветы Хадкевич. Если в спектакле
«Встречи и расставания» звучала поэзия – это были монологиразмышления в
стиле поэтического театра Елены Камбуровой, то в «Путниках…» актеры запели.
Актерское трио то же, что и во «Встречах…»: Замира Колхиева, Зинаида Сопотова
и Константин Силаков. Вокал в драматическом спектакле выглядел и звучал
достаточно необычно, потому как ситуация, в которой монолог героя естественно
перетекает в мелодию, присуща иному театральному жанру. И было видно, что
актеры в новом амплуа чувствуют себя несколько скованно, хотя это как раз
вполне объяснимо: премьера, волнения и все такое… Словом, мнение по поводу
вокала у меня сложилось достаточно неоднозначное, тем более что музыкальную
«компанию» в спектакле ярославским актерам составил сам Фрэнк Синатра, а
посему ограничусь констатацией факта, не окрашенной субъективными эмоциями:
камерный запел блюз. И это – безусловное «ноухау» Владимира Кулагина. В
сценическом решении спектакля Владимир Анатольевич попрежнему аскет и минималист
– на сей раз он ограничился двумя двухъярусными железными кроватями (на
которых и вокруг которых строились все мизансцены) и горой абсолютно нефункциональных
чемоданов, которые никак не были обыграны и просто служили театральным задником
(очевидно, оправдывая слово «путники» в названии спектакля). А вот подсознательно
ожидаемой «ломки» пространства (во «Встречах…» режиссер рассаживал публику
каре, так, что играющие актеры оказываются как бы в комнате, ограниченной
зрителями, и это было не только неожиданно, но и интересно) в новом спектакле
не произошло. Разве что ряд мизансцен был перенесен на второй кроватный
ярус, и таким образом оказалась задействована вертикаль. А в остальном…
– Никаких спецэффектов, никакой нарочитой театральности, к каковым я обращался
в предыдущих постановках. Минимум декораций. Очень хочется показать крупный
план, как в кино, чтобы зритель остался с актером наедине в том маленьком
мире, в котором живут и любят герои… Как вы думаете, о каком спектакле Владимир
Анатольевич произнес эти слова? Правильно, они адресованы «Встречам и расставаниям»,
но абсолютно то же самое можно сказать и по поводу «Путников в ночи». Безусловной
удачей нового спектакля стала роль Эмили Смит в исполнении Замиры Колхиевой.
Актриса великолепно воплотила на сцене образ гадкого утенка – забитой, невежественной,
неряшливой тюремной кухарки, – превращающегося в роскошного лебедя под воздействием
волшебной силы любви. Вообще нужно отметить, что присутствие в репертуарной
афише театра спектаклей Владимира Кулагина способствовало достаточно ощутимому
актерскому прорыву Зинаиды Сопотовой и Константина Силакова, которые достаточно
долго пребывали в тени славы актеров – основателей театра, я имею в виду
Юрия Ваксмана и Владимира Гусева. Этот творческий всплеск молодых актеров
– большая удача для театра в целом. Премьера «Путников в ночи» станет безусловным
подарком для поклонников спектакля «Встречи и расставания». Таких зрителей
немало, я знаю, что многие из них посмотрели полюбившийся спектакль неоднократно.
О популярности этой постановки можно судить хотя бы по распроданным загодя
билетам. Но зрителей, которых камерный театр привлекает в первую очередь
мощной режиссурой Владимира Воронцова и всегда неожиданной драматургией
Леонида Рокотова, новая работа камерного театра, возможно, разочарует. Но
это, как говорится, на вкус и цвет… Лариса Драч газета «Северный край»,
3 ноября 2007 |