«Осеннее кино»
Рецензия на спектакль «Встречи и расставания» по мотивам произведений
Александра Володина в постановке Владимира Кулагина.
Этот спектакль встречает зрителя еще в фойе. Негромкий стрекот старой
кинокамеры звучит в фойе театра, шум дождя – в зале до начала спектакля.
Эти два шума – определяющие звуки спектакля. Они будут возникать в этом
спектакле несколько раз, определять его. Кино – визуальный стиль и устройство
зрительного зала, осень – настроение спектакля.
Привычную вытянутую дугу зрительских кресел Камерного театра (очень подходящую
для «широких», вытянутых в ширину сцены мизансцен) сменяет каре. С трех
сторон сцену окружают зрительские ряды. С четвертой стороны – музыканты.
Куда бы актер не повернулся – он все время на виду. Как на съемочной площадке
– много камер, каждая из которых снимает актера. Только здесь вместо камер
– глаза зрителей. Да и сама сцена выглядит съемочной площадкой – такое же
близкое соседство двух реальностей. Двух миров. Реальности зрительской (зрительного
зала) и реальности театра. Да и софиты на этом спектакле из-за своей близости
(спущены чуть ниже, чем на остальных спектаклях Камерного) смотрятся именно
как киношные осветительные приборы.
Это пространство условно. Здесь детали обстановки обозначают место действия.
Один стул – квартира Зои («Пять вечеров»), кресло-качалка – комната в настиной
квартире («Происшествие, которое никто не заметил»), а в другом сюжете это
кресло уже в гостиничном номере («Все наши комплексы»). А в шаге от этих
комнат – осенняя улица, (на которой встречаются Настя и Шурик) и, вырезанные
из нотных листов, опавшие кленовые листья. Листья на какое-то время окажутся
письмами (которые писала Ильину на фронт Тамара) а потом снова будут осенними
листьями. Желтые листья не только на сцене, но и в зале, словно бы опали
на застланные полиэтиленом ряды зрительских кресел.
Всего трое актеров – Замира Колхиева, Константин Силаков и Зинаида Сопотова.
Порядок перечисления ничего не значит. В этом спектакле царит актерское
равноправие. Здесь не станут «перетягивать одеяло» на себя, потому что актеры
этого театра знают – тот, кто занят делом (актерской игрой) не останется
без зрительского внимания. Зрительский глаз не цепляется за костюмы актеров.
Все черное. Брюки, свитер, водолазка – на мужчине, простые, недлинные, чуть
ниже колен, платья – на женщинах. Маленький штрих – несуразно большие очки,
шарф, газета в руках – образ готов. Все это делается очень мягко и неторопливо.
Актеры не перевоплощаются полностью в своих персонажей, создают скорее аккуратный
воздушный образ. В этом спектакле внимание зрителя максимально сосредотачивается
на том, что происходит с героями. Потому-то неяркие (не привлекающие особенного
внимания) декорации и костюмы. Что, конечно, непривычно, для постоянных
зрителей Камерного. Но постепенно и зрители вовлекаются в неспешный темпоритм
спектакля.
Подробно, неспешно и несуетливо актеры проживают жизни своих персонажей.
И каждый раз процесс проживания актеры проживают заново. Основная компонента
этого спектакля – актерская импровизация. Не безудержная, вызывающая смех
и аплодисменты в зрительном зале, но именно подробное существование на сцене
и принятие решений. На одном спектакле у Мити («С любимыми не расставайтесь!»)
может «родиться» крик, а на другом его не будет. И в том, и в другом случае
зрителю не врут. Но сегодня внутреннее содержание актера такое, а завтра
– иное. И зрительный зал, соответственно, тоже. На одном может установиться
удивительная и дорогая внимательная тишина (словно в зале сидят давно знакомые
друг другу люди), а на другом зрители могут до конца хихикать в зале. Так
же и длительность спектакля. Сегодня он может идти час пятнадцать, а в следующий
раз – почти час сорок. Спектаклю, пожалуй, не хватает сыгранности. Его бы
почаще немного играть, чтобы он обрел твердую основу. Тем более, что спектаклей
такого рода, да еще и по Володину, в городе больше нет, и попасть на него
хотят многие.
Встречи и расставания – лейтмотив спектакля. Расставание Зои и Ильина
сменяется встречей Ильина и Тамары, расставанию Кати и Мити предшествует
встреча Насти и Шурика. Сюжеты плавно перетекают один в другой. В переходах
– чтение небольших новелл («Хобби»), стихов или музыка. Аккуратные и негромкие
музыкальные темы и песни, создаваемые фортепиано и вокалом Ивана Скуратова,
виолончелью Светланы Бухреевой и скрипкой Елизаветы Хадкевич атмосферны,
создают «осеннее» настроение. Конечно, музыка могла бы быть более драматичной,
содержательной, но, учитывая кино-специфику этого спектакля, его воздух,
нельзя не заметить, что в данном случае этот вариант музыкальной партитуры
– самый удачный. Здесь снижение драматизма идет только на пользу спектаклю.
«Встречи и расставания» не тяготеют к резким эмоциональным выплескам, перепадам
настроения. Течение спектакля ровное, бессобытийное. Но это не делает его
скучным и неинтересным.
В этом спектакле важен не сюжет фабульный, событийный. Важен мотив этих
сюжетов, сцен – встречи и расставания мужчины и женщины. Женщина в этом
спектакле – существо несчастное и слабое – страдает от одиночества. А мужчина
– свободен. Не мужчина добивается женщины, а наоборот. Именно о женщинах-героинях
Володина этот спектакль. Неслучайно, начало и финал спектакля зарифмованы
– и там, и там звучит «Заклинание» Володина. «Если ни одна женщина – /Ее
печальный взгляд, /Ее веселый взгляд, /Ее случайный взгляд, /Не могут поднять
меня /Над моей скудной жизнью – /Значит, я другой и не стою». Но зрители
после спектакля волей неволей становятся внимательней. И пусть ненадолго
– на пятнадцать минут, на полчаса, час – зрители «поднимаются» над своей
«скудной» жизнью. Прививка внимательности и человечности – вот что получают
зрители этого спектакля. И ведь странно, спектакль, по сути, движется за
счет чувствований актеров, за счет внутреннего переживания, а не за счет
действия как такового. И, тем не менее, интересен. Трогает зрителя, пробуждает
в нем чувства. После одного из спектаклей заплаканная зрительница сказала
режиссеру «Я не знаю, что мне сейчас делать – благодарить Вас или как…».
И в ее словах была настоящая растерянность. Видно, что-то этот спектакль
трогает важное в зрителе.
Деньгин Никита
|