«О, этот мирный русский ланч...»
Спектакль по Тургеневу звучит остро и зло.
Говорят, что театр ныне, чтобы выжить, вынужден отражать склочность,
дешевый гламур и агрессивность, которые воцарились в нашей жизни. Но ярославский
Камерный театр под руководством Владимира Воронцова везет в марте на вторые
гастроли в Петербург спектакли о том, что надо противостоять взаимному отчуждению.
Прежде всего это касается последней их премьеры – «Русский ланч» (по тургеневской
пьесе «Завтрак у предводителя»).
Сценография режиссера Воронцова – издевательский в своей завораживающей
красе китч. О, какие обои! какая мебель! в доме предводителя уездного дворянства!
А какой стол – хрусталь, серебро, гжель; против воли тяпнешь рюмочку и хватишь
горстку салата. Окно – во всю стену, и туда, «поверх живого сада», гости
швыряют объедки лающим псам... А наряды (художник Нинель Теплова)! гротескная
смесь европейства и кондовости! Режиссер и актеры в сверхвежливых манерах
гостей подчеркнули их смешную претензию быть образцами стиля и морали. Идиллия
в духе ретроспективных мечтаний «новой элиты»... Но Тургенева, кстати, воспринимают
«мифологически» – лишь как автора книг о любовных страстях. Тургеневские
девушки, дворянские гнезда, элегические мотивы... А Тургенев, как никто,
умел показать, что за черти сидят в тихом омуте. «Завтрак у предводителя»
– злая, язвительная комедия.
Брат и сестра делят наследство тетки. По принципу: никаких договоренностей,
каждый норовит урвать все, а если нет – так не доставайся ж ты никому! В
водоворот тяжбы втянуты соседи-дворяне, чиновники, бывший и нынешний предводители,
работницы-кружевницы и домашняя живность – кормежка ее зависит от настроя
спорящих. Предводитель дворянства (Петр Рабчевский) собрал на завтрак всех
заинтересованных лиц. Это похоже на «укрощение строптивых по-русски». Скандалят
все! Англизированность и политес отлетают вмиг. Забыты изящнейшая сервировка
и стильные манеры. Чужое мнение – ничто! Краснощекий сибарит и охотник Беспандин
(Владимир Гусев) и тихая постница его сестра Каурова (Замира Колхиева) –
аки звери рыкающие: хотят, чтоб им уступали, но не способны уступить никому…
(Характер Кауровой Тургенев писал, видно, со своей матушки. Она была из
тех российских женщин, что силой характера могли и охранять традиции, и
двигать новое. Но столь же страстно они могли тормозить любые перемены и
разрушать все вокруг)…
«В больших гостеатрах – рутина и дрязги, – говорит Владимир Воронцов.
– Этот неповоротливый механизм не оживить. Я не верю в нынешнюю антрепризу,
но наш малый частный театр, независимый от внешних влияний, меня устраивает.
Директор театра Ваксман создает стационарную репертуарную антрепризу. Мы
делаем то, что нас согревает и что мы считаем нужным. В драме и в комедии
мы стараемся говорить о высшем, истинном и вечном. Порой жизнь кажется безнадежной.
А мы ставим спектакли о тех, кто противостоит безнадежности. Наши герои
– вечные идеалисты, Дон Кихоты, кто всегда ищет выход и дарит надежду»..
В «Русском ланче» предводитель, неудачливый миротворец, в конце концов
впадает в кому. И в призрачном свете таинственных огней скандалисты, по
виду благостно, а на самом деле с тайным сладострастием, грустят у гроба…
Но, возможно, это был всего лишь сон. И следует проснуться – быть может,
наяву все же отойдут кошмары тупого соперничества, и люди научатся понимать,
что они все-таки братья и сестры. Воронцов очень ко времени поставил эту
тургеневскую пьесу!
«Новые известия» 01.03.04, ВАЛЕРИЙ БЕГУНОВ
|