| «О, этот мирный русский ланч...» Спектакль по Тургеневу звучит остро и зло. Говорят, что театр ныне, чтобы выжить, вынужден отражать склочность, 
		дешевый гламур и агрессивность, которые воцарились в нашей жизни. Но ярославский 
		Камерный театр под руководством Владимира Воронцова везет в марте на вторые 
		гастроли в Петербург спектакли о том, что надо противостоять взаимному отчуждению. 
		Прежде всего это касается последней их премьеры – «Русский ланч» (по тургеневской 
		пьесе «Завтрак у предводителя»).  Сценография режиссера Воронцова – издевательский в своей завораживающей 
		красе китч. О, какие обои! какая мебель! в доме предводителя уездного дворянства! 
		А какой стол – хрусталь, серебро, гжель; против воли тяпнешь рюмочку и хватишь 
		горстку салата. Окно – во всю стену, и туда, «поверх живого сада», гости 
		швыряют объедки лающим псам... А наряды (художник Нинель Теплова)! гротескная 
		смесь европейства и кондовости! Режиссер и актеры в сверхвежливых манерах 
		гостей подчеркнули их смешную претензию быть образцами стиля и морали. Идиллия 
		в духе ретроспективных мечтаний «новой элиты»... Но Тургенева, кстати, воспринимают 
		«мифологически» – лишь как автора книг о любовных страстях. Тургеневские 
		девушки, дворянские гнезда, элегические мотивы... А Тургенев, как никто, 
		умел показать, что за черти сидят в тихом омуте. «Завтрак у предводителя» 
		– злая, язвительная комедия. Брат и сестра делят наследство тетки. По принципу: никаких договоренностей, 
		каждый норовит урвать все, а если нет – так не доставайся ж ты никому! В 
		водоворот тяжбы втянуты соседи-дворяне, чиновники, бывший и нынешний предводители, 
		работницы-кружевницы и домашняя живность – кормежка ее зависит от настроя 
		спорящих. Предводитель дворянства (Петр Рабчевский) собрал на завтрак всех 
		заинтересованных лиц. Это похоже на «укрощение строптивых по-русски». Скандалят 
		все! Англизированность и политес отлетают вмиг. Забыты изящнейшая сервировка 
		и стильные манеры. Чужое мнение – ничто! Краснощекий сибарит и охотник Беспандин 
		(Владимир Гусев) и тихая постница его сестра Каурова (Замира Колхиева) – 
		аки звери рыкающие: хотят, чтоб им уступали, но не способны уступить никому… 
		(Характер Кауровой Тургенев писал, видно, со своей матушки. Она была из 
		тех российских женщин, что силой характера могли и охранять традиции, и 
		двигать новое. Но столь же страстно они могли тормозить любые перемены и 
		разрушать все вокруг)… «В больших гостеатрах – рутина и дрязги, – говорит Владимир Воронцов. 
		– Этот неповоротливый механизм не оживить. Я не верю в нынешнюю антрепризу, 
		но наш малый частный театр, независимый от внешних влияний, меня устраивает. 
		Директор театра Ваксман создает стационарную репертуарную антрепризу. Мы 
		делаем то, что нас согревает и что мы считаем нужным. В драме и в комедии 
		мы стараемся говорить о высшем, истинном и вечном. Порой жизнь кажется безнадежной. 
		А мы ставим спектакли о тех, кто противостоит безнадежности. Наши герои 
		– вечные идеалисты, Дон Кихоты, кто всегда ищет выход и дарит надежду»..
		 В «Русском ланче» предводитель, неудачливый миротворец, в конце концов 
		впадает в кому. И в призрачном свете таинственных огней скандалисты, по 
		виду благостно, а на самом деле с тайным сладострастием, грустят у гроба… 
		Но, возможно, это был всего лишь сон. И следует проснуться – быть может, 
		наяву все же отойдут кошмары тупого соперничества, и люди научатся понимать, 
		что они все-таки братья и сестры. Воронцов очень ко времени поставил эту 
		тургеневскую пьесу! «Новые известия» 01.03.04, ВАЛЕРИЙ БЕГУНОВ |