«Сам себе спонсор»
Бизнес и культура – какие могут быть отношения между этими двумя,
казалось бы, совершенно несовместимыми сферами жизни? Лучшего собеседника
на эту тему, чем известный актер и ресторатор Юрий Ваксман, и не найти.
По сложившейся традиции встречаемся с ним на улице Кирова в Доме актера,
который, правда, до сих пор ярославцы и актеры со всего мира по-прежнему
называют кафе «Актер». Вокруг Юры Ваксмана, как всегда, полно народа: партнеры
по бизнесу, коллеги по сцене, просто друзья и знакомые, просто незнакомые
и зашедшие пообедать или потусоваться за чашкой кофе. А сам Ваксман сидит
за столом, обложенный телефонными трубками. И звонки, звонки, звонки… каждую
секунду.
– Юра, ты себя ощущаешь человеком бизнеса или культуры?
– Конечно, культуры, точнее даже искусства и театра. Театр – это моя
жизнь, смысл моей жизни. Наш Камерный театр открыл в этом году 9-й сезон,
так что на следующий год отмечает юбилей – 10 лет.
– Однажды ты сказал, что и кафе «Актер», и твои «Блинные» нужны тебе
только для того, чтобы содержать Камерный театр…
– А с тех пор так ничего и не изменилось. Нет-нет, я все-таки не могу
пожаловаться: город помогает. Очень помогает именно городская власть и по
разным направлениям. И здание за театром оставили на улице Свердлова – бывший
кинотеатр «Арс». Но выживать нам нелегко. Девять лет назад у нас в труппе
Камерного театра было два актера: я и Владимир Гусев. Сейчас у нас 8 актеров
и технический цех. А живет театр по-прежнему за счет кафе, теперь Дома актера
и «Блинных».
– На спектакли вашего Камерного театра не всегда можно попасть, число
мест в зрительном зале не думаете увеличивать?
– А зачем? Пусть лучше лишний билетик спрашивают. А зал действительно
всегда полный. Бизнес бы расширить, чтобы средств больше на театр шло. Столько
нам для театра еще всего надо.
– Вот ты целый день крутишься по делам бизнеса, потом выходишь на сцену
Моцарта играть. А как же вдохновение, которое все время требуется людям
искусства? Неужели бизнес не мешает, если говорить о душе?
– Мешает, честно скажу. Но в те дни, когда я играю, стараюсь либо вообще
делами бизнеса не заниматься, либо ухожу часа за три до спектакля, чтобы
сосредоточиться.
– Юра, в последние годы ты играешь довольно много и в кино, причем не
только эпизоды, но были и главные роли. Например, фильм «Общага». Сколько
всего у тебя сыграно ролей и не приходило ли тебе в голову податься, например,
в Москву?
– Думаю, ролей 26 в кино я сыграл, столько же в театре. Театр интереснее,
а в кино больше платят. Роль оцениваю не по критерию – главная или эпизод.
А как сыграно. В фильме «Боец» 2004 года я сыграл эпизод, а меня в Москве
до сих пор узнают, подходят. А что Москва? Я категорически отрицаю понятие
провинциальный театр или провинциальное искусство. И Ярославль яркое тому
доказательство. У нас живут и работают художники мирового уровня, у нас
много замечательных актеров. Именно в Ярославле живет самый известнейший
и самый признанный в мире аниматор Александр Петров, получивший «Оскара»
за фильм «Старик и море». А в Москве сейчас и театров нормальных нет, кроме,
пожалуй, студии Петра Фоменко и Сергея Женавача… Ну еще отдельные спектакли
у Марка Захарова и Галины Волчек… может быть. Что такое театр? Это группа
единомышленников, это единый порыв, это весь репертуар на одном дыхании.
Во всяком случае, в моем представлении. Я о таком театре мечтал и такой
мы создавали. – Юра, ты ведь не только актер Камерного театра, но и фактический
хозяин этого театра. Репертуарную политику выбирает только Владимир Воронцов
как художественный руководитель теата или ты можешь вмешиваться? – Исключено.
Только Воронцов. Но это талантливейший режиссер, это гений – не боюсь этого
слова. Жаль, что руководство, начальники от культуры так этого и не смогли
увидеть, понять. Конечно, он человек непростой, даже сложный, как бывают
сложными все по-настоящему талантливые люди. Благодаря Воронцову и удалось
создать тот театр, о котором я мечтал в годы своих исканий. Я ведь в 1992
году ушел из театра юного зрителя и до 1996 года не мог точно определиться,
чем именно буду заниматься. Первое кафе в те годы и было открыто.
– В те же годы ты уезжал в Израиль, но почему-то вернулся…
– Вернулся как раз потому, что понял: без театра не могу. А в Израиле
театра нет. И духовности мало. Ярославль в этом отношении благополучный
город.
– Хочешь сказать, что у нас духовности хватает?
– Есть основа, но тоже не хватает. Но почему у нас силы брошены на спорт?
Я не против спорта, тем более что сам занимался профессиональным спортом,
играл за сборную Молдавии по волейболу. Но надо понять, что человек не может
быть здоров телом, если больна его душа. А по-настоящему душу лечит только
искусство.
– Я не могу представить ни наших политиков, ни наших крутых бизнесменов
в театре. За исключением тебя, конечно. Так и то ты не в зале, а на сцене.
А вот на хоккее, в ложе, сколько угодно.
– Бизнесмены, среди которых у меня немало друзей, в театры все-таки ходят.
А в целом, конечно, надо начинать с руководства города и области. Сейчас
самые сильные театры, если говорить о драматических, у нас в Омске. Знаете
почему? Там губернатор очень театр любит. Ни одной премьеры не пропускает.
Более того, премьеры обсуждаются на заседании правительства. А если, не
дай Бог, кто-то из членов правительства не ходит в театры или пропустил
премьеру, выговор обеспечен. Но там, кстати, и хоккейная команда очень сильная
– «Авангард».
– Слышала, что наш «Локо» ей периодически проигрывает. Сейчас мы все
готовимся к 1000-летию Ярославля. Достаточно ли, на твой взгляд, внимания
в программах уделяется культуре вообще и театрам в частности?
– Нет. Почему-то, когда говорят о культурных проектах, приуроченных к
подготовке 1000-летия Ярославля, все сводится к реставрации памятников архитектуры
и строительству концертного зала. Так и хочется каждый раз воскликнуть:
а искусство?! Нет, я все понимаю: в первую очередь дома, дороги, социальные
программы. Столько всяких проблем накопилось, прекрасно понимаю нашу власть,
как они разрываются. Но все равно хочется воскликнуть: а искусство?!
– Юра, а тебе не обидно бывает: весь доход от своего бизнеса ты вкладываешь
в театр, а мог на эти деньги шиковать, по курортам разъезжать. А ведь, по
большому счету, даже спасибо, наверное, не говорят. И чем закончилась история
с депутатом Конновым, который у тебя занял два миллиона рублей и не вернул?
– Не у меня, а у театра. Депутат Коннов попросил деньги на два дня, пообещав
стать нашим инвестором и помочь материалами для декорации. Передо мной он
извинился на суде, а через адвокатов передал, что будет возмещать. Когда-нибудь
вернет. А никакого спасибо я не жду, и обиды нет, потому что я мечтал о
своем театре, и с единомышленниками удалось его создать. И бизнес нужен,
чтобы театр жил и развивался. Но от помощи не откажусь.
Ирина Ваганова, 07.11.2007. Газета «Городские новости».
|