Ярославский Камерный Театр

«Сам себе спонсор»

Бизнес и культура – какие могут быть отношения между этими двумя, казалось бы, совершенно несовместимыми сферами жизни? Лучшего собеседника на эту тему, чем известный актер и ресторатор Юрий Ваксман, и не найти.

По сложившейся традиции встречаемся с ним на улице Кирова в Доме актера, который, правда, до сих пор ярославцы и актеры со всего мира по-прежнему называют кафе «Актер». Вокруг Юры Ваксмана, как всегда, полно народа: партнеры по бизнесу, коллеги по сцене, просто друзья и знакомые, просто незнакомые и зашедшие пообедать или потусоваться за чашкой кофе. А сам Ваксман сидит за столом, обложенный телефонными трубками. И звонки, звонки, звонки… каждую секунду.

– Юра, ты себя ощущаешь человеком бизнеса или культуры?

– Конечно, культуры, точнее даже искусства и театра. Театр – это моя жизнь, смысл моей жизни. Наш Камерный театр открыл в этом году 9-й сезон, так что на следующий год отмечает юбилей – 10 лет.

– Однажды ты сказал, что и кафе «Актер», и твои «Блинные» нужны тебе только для того, чтобы содержать Камерный театр…

– А с тех пор так ничего и не изменилось. Нет-нет, я все-таки не могу пожаловаться: город помогает. Очень помогает именно городская власть и по разным направлениям. И здание за театром оставили на улице Свердлова – бывший кинотеатр «Арс». Но выживать нам нелегко. Девять лет назад у нас в труппе Камерного театра было два актера: я и Владимир Гусев. Сейчас у нас 8 актеров и технический цех. А живет театр по-прежнему за счет кафе, теперь Дома актера и «Блинных».

– На спектакли вашего Камерного театра не всегда можно попасть, число мест в зрительном зале не думаете увеличивать?

– А зачем? Пусть лучше лишний билетик спрашивают. А зал действительно всегда полный. Бизнес бы расширить, чтобы средств больше на театр шло. Столько нам для театра еще всего надо.

– Вот ты целый день крутишься по делам бизнеса, потом выходишь на сцену Моцарта играть. А как же вдохновение, которое все время требуется людям искусства? Неужели бизнес не мешает, если говорить о душе?

– Мешает, честно скажу. Но в те дни, когда я играю, стараюсь либо вообще делами бизнеса не заниматься, либо ухожу часа за три до спектакля, чтобы сосредоточиться.

– Юра, в последние годы ты играешь довольно много и в кино, причем не только эпизоды, но были и главные роли. Например, фильм «Общага». Сколько всего у тебя сыграно ролей и не приходило ли тебе в голову податься, например, в Москву?

– Думаю, ролей 26 в кино я сыграл, столько же в театре. Театр интереснее, а в кино больше платят. Роль оцениваю не по критерию – главная или эпизод. А как сыграно. В фильме «Боец» 2004 года я сыграл эпизод, а меня в Москве до сих пор узнают, подходят. А что Москва? Я категорически отрицаю понятие провинциальный театр или провинциальное искусство. И Ярославль яркое тому доказательство. У нас живут и работают художники мирового уровня, у нас много замечательных актеров. Именно в Ярославле живет самый известнейший и самый признанный в мире аниматор Александр Петров, получивший «Оскара» за фильм «Старик и море». А в Москве сейчас и театров нормальных нет, кроме, пожалуй, студии Петра Фоменко и Сергея Женавача… Ну еще отдельные спектакли у Марка Захарова и Галины Волчек… может быть. Что такое театр? Это группа единомышленников, это единый порыв, это весь репертуар на одном дыхании. Во всяком случае, в моем представлении. Я о таком театре мечтал и такой мы создавали. – Юра, ты ведь не только актер Камерного театра, но и фактический хозяин этого театра. Репертуарную политику выбирает только Владимир Воронцов как художественный руководитель теата или ты можешь вмешиваться? – Исключено. Только Воронцов. Но это талантливейший режиссер, это гений – не боюсь этого слова. Жаль, что руководство, начальники от культуры так этого и не смогли увидеть, понять. Конечно, он человек непростой, даже сложный, как бывают сложными все по-настоящему талантливые люди. Благодаря Воронцову и удалось создать тот театр, о котором я мечтал в годы своих исканий. Я ведь в 1992 году ушел из театра юного зрителя и до 1996 года не мог точно определиться, чем именно буду заниматься. Первое кафе в те годы и было открыто.

– В те же годы ты уезжал в Израиль, но почему-то вернулся…

– Вернулся как раз потому, что понял: без театра не могу. А в Израиле театра нет. И духовности мало. Ярославль в этом отношении благополучный город.

– Хочешь сказать, что у нас духовности хватает?

– Есть основа, но тоже не хватает. Но почему у нас силы брошены на спорт? Я не против спорта, тем более что сам занимался профессиональным спортом, играл за сборную Молдавии по волейболу. Но надо понять, что человек не может быть здоров телом, если больна его душа. А по-настоящему душу лечит только искусство.

– Я не могу представить ни наших политиков, ни наших крутых бизнесменов в театре. За исключением тебя, конечно. Так и то ты не в зале, а на сцене. А вот на хоккее, в ложе, сколько угодно.

– Бизнесмены, среди которых у меня немало друзей, в театры все-таки ходят. А в целом, конечно, надо начинать с руководства города и области. Сейчас самые сильные театры, если говорить о драматических, у нас в Омске. Знаете почему? Там губернатор очень театр любит. Ни одной премьеры не пропускает. Более того, премьеры обсуждаются на заседании правительства. А если, не дай Бог, кто-то из членов правительства не ходит в театры или пропустил премьеру, выговор обеспечен. Но там, кстати, и хоккейная команда очень сильная – «Авангард».

– Слышала, что наш «Локо» ей периодически проигрывает. Сейчас мы все готовимся к 1000-летию Ярославля. Достаточно ли, на твой взгляд, внимания в программах уделяется культуре вообще и театрам в частности?

– Нет. Почему-то, когда говорят о культурных проектах, приуроченных к подготовке 1000-летия Ярославля, все сводится к реставрации памятников архитектуры и строительству концертного зала. Так и хочется каждый раз воскликнуть: а искусство?! Нет, я все понимаю: в первую очередь дома, дороги, социальные программы. Столько всяких проблем накопилось, прекрасно понимаю нашу власть, как они разрываются. Но все равно хочется воскликнуть: а искусство?!

– Юра, а тебе не обидно бывает: весь доход от своего бизнеса ты вкладываешь в театр, а мог на эти деньги шиковать, по курортам разъезжать. А ведь, по большому счету, даже спасибо, наверное, не говорят. И чем закончилась история с депутатом Конновым, который у тебя занял два миллиона рублей и не вернул?

– Не у меня, а у театра. Депутат Коннов попросил деньги на два дня, пообещав стать нашим инвестором и помочь материалами для декорации. Передо мной он извинился на суде, а через адвокатов передал, что будет возмещать. Когда-нибудь вернет. А никакого спасибо я не жду, и обиды нет, потому что я мечтал о своем театре, и с единомышленниками удалось его создать. И бизнес нужен, чтобы театр жил и развивался. Но от помощи не откажусь.

Ирина Ваганова, 07.11.2007. Газета «Городские новости».

г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 9. Тел.: (4852) 30-56-45. E-mail: admin@yar-kamerniy.ru