Юрий ВАКСМАН: «Путь к человеку - через юмор»
О скандальных спектаклях и книгах, о секретах успеха в работе и семейной
жизни зашла речь в этой «Беседке». В гости к «Юности» корреспондент Ксения
Титова пригласила известного актера Юрия ВАКСМАНА.
- Юрий Михайлович, ваша актерская деятельность началась довольно давно,
и многие изменения в нашей жизни вы застали, если можно так выразиться,
на сцене. Если сравнивать прошлую и современную жизнь, что вам больше по
душе: цензура или ее отсутствие?
- В молодости я цензуры, пожалуй, особо и не замечал. Кроме, разве что,
самиздата, некоторые произведения которого перечитывал по нескольку раз.
Свою театральную деятельность начал в 1982 году, а уже через три года цензура
стала менее заметна. По крайней мере здесь, в Ярославле: «Мастера и Маргариту»
ТЮЗ поставил уже в 1988-м. Поэтому судить о прошлом мне сложно. Но в современном
мире, мне кажется, царит какое-то неправильное понимание свободы. Мы забыли,
что свобода - это не вседозволенность, как в жизни, так и на сцене. Это
еще и ответственность перед людьми, которые слушают и слышат тебя.
А в целом то, что люди стали свободнее, замечательно. Еще бы добавить к
этой свободе стабильность и защищенность застойных брежневских времен, было
бы и вовсе прекрасно. Я думаю, что, если бы мы смогли переплыть в новое
существование, не разваливая прежнее государство, пользы было бы много больше.
И экономической, и политической, и человеческой.
- Но все-таки как же быть с полным отсутствием цензуры, когда на подмостки
театра проникает ненормативная лексика?
- Сейчас действительно появилось много спектаклей, в которых активно
используются нецензурные выражения. Отношение к этому у меня двоякое. Я
видел спектакли, где это смотрится вполне органично: это один из элементов
самого спектакля, от которого не уйти. А бывает, когда мат вставляется для
того, чтобы сделать на спектакле деньги, то есть для коммерческого успеха.
Вот это очень режет ухо. Это грязь и нецензурщина, которые мне не нравятся
совершенно.
- В Ярославле из таких неоднозначных спектаклей больше всего обсуждали
постановку «Lady's night». К какому типу вы бы его отнесли? - Я считаю,
это очень хороший спектакль. Очень высокого класса, где все актеры работают
просто потрясающе. И поэтому стриптиз здесь глаз не режет. Это просто история
о мужчинах, которые потеряли работу и понимают, что прокормить семью смогут
только этим. То есть это не стриптиз ради стриптиза, это стриптиз, который
помогает раскрыть этих людей. Конечно, спектакль сделан на грани фола: был
велик риск уйти в пошлость. Но, к счастью, этого не случилось. Получился
редчайший случай, когда изначально коммерческий материал благодаря хорошей
работе режиссера и актеров сделан очень талантливо.
- А вам самому как актеру какие роли ближе всего?
- Я очень люблю эпизоды, потому что в короткое время можно высказаться
очень хлестко и точно, имея преимущество даже перед главным героем. У него
с первой до последней сцены образ должен быть целостным. А в эпизоде ты
можешь высказаться ярко, не боясь разрушить созданный до этого образ. К
тому же хороший эпизод всегда запоминается больше. И еще я всегда оправдываю
своего героя, даже если он делает отрицательные вещи. Например, в спектакле
«Интервью» мой герой доводит старика до смерти. Но ведь он занимается своей
профессией и верит, что поступает правильно. - В жизни тоже можно оправдать
любого человека?
- Можно оправдать человека, но нельзя оправдать некоторые поступки. Например,
ничто не может оправдать убийство человека. Ничто.
- А что вы сами могли бы простить, а что нет?
- А я вообще прощаю быстро. Очень быстро завожусь, но и остываю тоже
быстро. Но больше всего ненавижу равнодушие, жлобство и предательство. Это
вещи, которые меня разрушают. Я очень сильно переживаю.
- И наоборот, в наш век столь стремительно меняющихся ценностей, что
главное должно всегда оставаться в людях?
- Прежде всего доброта и любовь к людям. И, конечно, дружба. Для меня
дружба - это очень серьезно. Пожалуй, самое ценное, чем только может обладать
человек, это умение отдавать, ничего не требуя взамен. Когда меня спрашивают,
чего мне не хватает для счастья, я всегда отвечаю: времени. Потому что я
счастлив от того, что счастливы другие, а чтобы постоянно делать что-то
для других, нужно не 24, а 40 - 48 часов в сутки.
- Сейчас бытует мнение, что дружба заканчивается там, где пересекаются
интересы?
- К сожалению, в наше время так оно и происходит. Я стараюсь на первое
место все же ставить дружбу. Но, увы, не всегда это получается. Иногда бывают
ситуации, когда приходится выбирать - потерять одного друга или нескольких.
Тогда приходится выбирать меньшее зло. Но всегда это происходит очень болезненно.
- Вы говорили о важности эпизодов, а есть выражение о том, что порой
вся жизнь определяется одним эпизодом, одним днем.
- Да, бывают поворотные дни, причем даже не один. Например, я никогда
не думал, что буду заниматься бизнесом и стану полностью самостоятельным.
Одно дело, когда все для тебя делает государство: вот тебе зарплата, вот
тебе премия, вот тебе отпуск раз в год. А другое дело, когда ты все делаешь
сам. И за все сам отвечаешь
- Разве две такие совершенно разные сферы - творчество и бизнес - совместимы?
- А при желании все можно превратить в творчество. Если относиться к
своей профессии серьезно, любить ее, она сама собой станет творчеством.
Можно просто крутить баранку такси, а можно при этом общаться с пассажиром
так, что потом клиент опять захочет ехать именно с этим водителем, независимо
от марки его автомобиля.
- Вас знают как человека веселого, с хорошим чувством юмора. Юмор тоже
помогает?
- А так удобнее общаться с людьми: они оттаивают, начинают улыбаться.
Путь к сердцу любого человека лежит через юмор. Если бы мы каждый день могли
кого-то рассмешить, вызвать улыбку, то жизнь стала бы легче, потому что
люди стали бы добрее. Но вообще секрет любого успеха - это работа, работа
и еще раз работа.
- А как же тогда талант. Он роли не играет?
- Надо помнить, что талант - это девяносто пять процентов работоспособности
и только пять процентов - Бог поцеловал. А гениальность, наоборот, - девяносто
пять процентов Бог поцеловал и пять процентов работы. Гениальность и талант
- разные вещи. И если гениальных людей - единицы, то талантливых много,
потому что наличие или отсутствие таланта зависит во многом от желания самого
человека: хочет он развиваться или нет. Вода камень точит: усердие очень
помогает.
- Вы, театральный актер, не боитесь за будущее театра, ведь сейчас многие
люди предпочитают остаться дома перед телевизором: и проще, и дешевле?
- В начале 90-х годов театры действительно опустели. Но пять-шесть лет назад,
когда массмедиа, телевизионные шоу и сериалы достигли пика своего развития,
люди вернулись в театры. Зритель устал от холодного равнодушного экрана,
ему хочется получить живое общение с актером, а это можно получить только
в театре. Именно там один и тот же эпизод актер каждый раз играет по-разному.
В кино и сериалах это невозможно. - Вы не любите кино? - Я очень люблю кино.
Это очень интересно: есть возможность потом увидеть себя со стороны. И к
сериалам я отношусь нормально, хотя знаю, что некоторые серьезные актеры,
которых я очень уважаю, принципиально в них не снимаются. Возможно, и правильно.
Но мне это нравится. А кроме того, приносит деньги, которые потом можно
вложить в театр. - А если говорить о литературе, что вы сейчас читаете?
- К своему стыду, в последнее время читать получается редко. За последнее
время прочитал несколько произведений Дэна Брауна. «Ангелы и демоны» и,
конечно, «Код да Винчи». Книга немного пафосная, но мне понравилась. Я даже
в кино не пошел, чтобы не испортить впечатление. - Эту книгу много обсуждали
и осуждали за попытку поколебать основы религии… - В моей вере эта книга
ничего не изменила. Я просто верю, и все. И не важно, реальна версия Брауна
или нет. Для меня все равно Бог остается Богом. Даже если он и прав, и сейчас
есть его наследники, тоже замечательно: это подтверждает его существование.
И относиться к этой книге нужно именно как к художественному вымыслу, а
не как к научной литературе. И истинно верующий не должен усомниться: ни
взрослый, ни молодой. - Кстати, о молодых. Сейчас многие утверждают, что
молодежь деградирует. Вы, часто общаясь с нею, это замечаете? - Нет. Одно
время я тоже бурчал по этому поводу, но потом поймал себя на мысли, что
о моем поколении старшие говорили так же. Сейчас очень много хороших ребят,
которые одновременно учатся, работают, у них есть своя цель в жизни. Даже
в театр молодежь сейчас ходит намного больше, чем взрослое поколение. А
это говорит о многом. Просто существует вечная проблема отцов и детей. -
А вы в своей семье с такой проблемой сталкивались? - А я даже и не заметил,
как выросли мои дети. Все время занимает работа. Конечно, это не оправдание,
но по-другому никак не получается. Дети - это во многом заслуга жены, которая
дает им все. - У вас такая классическая семья, а как вы относитесь к тому,
что сейчас постепенно акценты смещаются: женщины все больше и больше претендуют
на место мужчин? И в семейной жизни тоже. - Нормально отношусь. Главное,
чтобы женщина сама относилась к этому адекватно. Плохо получается, когда
она 15 - 20 лет ничего не зарабатывала, а потом вдруг добилась успеха и
начинает кричать, что одна кормит семью, совершено забыв, кто делал это
все предыдущее время. А так, независимая, свободно мыслящая женщина очень
интересна. Но для мужчины всегда важна уверенность в том, что у него крепкий
тыл, крепкая семья. Тогда и семейная, и любая другая жизнь будет успешной.
Оксана ЯКУБОВИЧ газета «Юность», 2 августа 2006 г. №32 |