«Девушка с характером»
Наш разговор с молодой актрисой Ярославского камерного театра Зинаидой
Сопотовой начался... с кошмара в духе Стивена Кинга. «Целых полгода меня
по ночам преследовал один и тот же кошмарный сон: будто стою я в пропахших
пылью кулисах Волковского театра и жду своего выхода на сцену, – рассказывает
она. – Неотвратимость этого мгновения комом подкатывает к горлу, пространство
закулисья будто съеживается, точно сжимается вокруг меня в кольцо. Запах
пыли становится невыносим... и я с криком просыпалась. И так – каждую ночь...»
– А как часто в реальности вам приходилось оказываться за кулисами этого
театра?
– Да весь ужасто в том и заключается, что ни разу я там не была. Ни разу!
...Не ошибусь, если предположу, что еще буквально пару лет назад даже
завсегдатаи всех театральных премьер не знали этого имени. Фамилия, безусловно,
на слуху – кто ж не слышал о заместителе мэра Сопотовой Людмиле Ивановне?
А вот о том, что ее дочь Зина стала актрисой, знали только друзья и знакомые
семьи.
Сначала говорить с молодой актрисой я предполагала о возвышенном – как
девочка с младенчества бредила сценой, как заучивала наизусть монологи шекспировских
героинь, как рыдала на ступеньках столичного театрального училища, не поступив
в оное... Но Зинаида решительно отклонила сюжет этой «мыльной» оперы.
– Глупости все это! Ни о каком театре я не грезила, потому что с пяти
лет занималась танцами. И поступать после школы я собиралась на отделение
хореографии: ходили упорные разговоры о его открытии в Ярославском театральном
институте. И вот когда до вступительных экзаменов остается неделя, чтото
там с этим предполагаемым открытием факультета происходит, точнее – не происходит,
короче... мне предлагают поступать на актерское отделение. Абсолютно не
понимая, куда и во что ввязываюсь, я тем не менее учу все, что полагается
– прозу, басню, стихотворение, и, к моему великому изумлению, поступаю на
курс к Вячеславу Сергеевичу Шалимову.
Это непонимание – куда и во что она ввязалась – длилось целых полгода.
Пока не подошел срок показа первых самостоятельных отрывков. Надо признаться,
что полное отсутствие Зининого присутствия на занятиях не осталось незамеченным
однокурсниками, и партнер по отрывку работал с девушкой очень неохотно.
– До показа остается всего три дня, у меня еще ничего не готово. Единственное,
что могу сказать, – выбранный мною отрывок из пьесы Островского абсолютно
четко ложился тогда на мою личную жизненную ситуацию... И вот когда начался
показ, со мной произошло нечто необъяснимое: я точно выпала из сегодняшнего
пространства или растворилась в нем. Что поразительно, с этого мгновения
пропали все мои треволнения по поводу правильности моего выбора. Я поняла,
что сцена – это мое.
– А ночные кошмары?
– Вы не поверите, тоже исчезли!
Учиться будущей актрисе Зинаиде Сопотовой было очень непросто, поскольку
постоянно приходилось доказывать окружающим, что она личность сама по себе,
а не только дочь известной мамы. Как бы там ни было, актрисой Зинаида стала
и свое право на эту профессию доказала блестящей работой в сложнейшем драматическом
спектакле камерного театра «Дон Кихот. Версия умалишенных»: она играет в
спектакле роль одной из пациенток частной клиники для душевнобольных. Играет
абсолютно без ученической оглядки на маститых и признанных партнеров по
сцене – актеров Владимира Гусева, Юрия Ваксмана, Виктора Григорюка и других.
А буквально пару месяцев назад в небольшом пока творческом досье актрисы
оказался еще один спектакль – негромкое, внимательное, щепетильное повествование
о любви во «Встречах и расставаниях» по мотивам произведения Александра
Володина. И тем не менее...
– Меня до сих пор преследуют эти шепотки в спину: «Чего ж не пойти в
артистки с такой-то мамой...» Так и хочется ответить: а вы придите в театр
и посмотрите, как я работаю. Ведь на сцене я сама стою, а не моя мама. И
если вам что-то не понравится, то это будут мои и только мои проколы...
– А как вы вообще попали в труппу камерного театра?
– Счастливое стечение обстоятельств: театру нужна была актриса, а я как
раз заканчивала институт.
– Ну, во-первых, вы не единственная дипломированная актриса на белом
свете; во-вторых, говорят, вас приглашали еще в несколько театров. Почему
вы выбрали именно камерный?
– Меня действительно приглашали и в московский театр «Эрмитаж», и в Севастополь,
и в Калининград... Но по семейным обстоятельствам я должна была остаться
дома. А о камерном театре мечтали все мои однокурсники и я тоже. Когда меня
пригласили, я расценила это просто как подарок судьбы.
Сказать, что Зинаида Сопотова мечтала о камерном театре, значит, ничего
не сказать. Она им буквально бредила. Будучи студенткой, не пропустила ни
единого спектакля «Представление трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
на убогих подмостках конца ХХ столетия». И когда поступила в труппу, целый
сезон смотрела «Моцарта...», не обращая внимания на шутки собратьев по цеху.
Только сейчас, по прошествии трех лет работы в театре, она может более или
менее спокойно пройти мимо афиши, извещающей о том, что нынче вечером в
театре дают «Моцарта...».
– Вас не смущает столь незначительная занятость в репертуаре? За три
года – две серьезные работы, небольшой ввод на одну из третьестепенных ролей
и участие в новогодней сказке... Четыре роли за три года. Не маловато?
– Конечно, мало. Но я ведь изначально знала о своеобразии этого театра.
– Вам комфортно ваше сегодняшнее существование – как актрисе, как человеку?
– Я привыкла в любой ситуации находить положительные моменты. И если
случается «кризис жанра», придумываю себе чтото новенькое и погружаюсь в
это занятие с головой. Кроме хореографии я увлекаюсь верховой ездой, гоняю
на мотоциклах... Что еще? Вышиваю крестиком. А по поводу комфорта... Да,
мне комфортно, потому что я твердо знаю: все будет хорошо. А может, даже
лучше, чем я думаю.
Лариса Драч, 17.02.07, газета «Северный край»
|