Ярославский Камерный Театр

Виктор ГРИГОРЮК: «тяжела и неказиста жизнь российского артиста»

Виктор Иванович Григорюк - актер в городе известный: заслуженный артист России, играет параллельно в двух театрах - ТЮЗе и камерном, активно снимается в сериалах. С ним решил побеседовать главный редактор «Юности» Вячеслав Срыбных.

- Виктор Иванович, знакомы мы давно. Поэтому не будем притворяться перед читателем и «выкать» друг другу…

- Согласен.

- А начнем вот с чего. Как ты все успеваешь - в двух театрах и в кино? Ведь возраст уже солидный. Да и травма спины, полученная на репетиции в ТЮЗе, видимо, сказывается (об этом в свое время писали газеты).

- Жизнь заставляет. С одной стороны, действительно, очень тяжело. А с другой - никуда не денешься, нужно зарабатывать на жизнь. Как сказано в одном старом стишке: тяжела и неказиста жизнь российского артиста. Только в оригинале говорилось «советского артиста». А теперь мы исключительно российские, но сути это не меняет. Особенно тяжело молодым. Даже если он хорошо занят в театре - 8 - 10 ролей, денег это приносит мало. И на съемки времени совсем не остается. Хорошо еще, когда артист работает в Москве или Питере, - там все рядом. А если в провинции, дело труба. Тем не менее самые активные кочуют из сериала в сериал - это дает хоть какую-то возможность сводить концы с концами.

- Но ведь сериалы - это жвачка. Хорошо ли актеру разменивать свой талант на такое неблагодарное дело?

- Сериал сериалу рознь. У кого поднимется рука бросить камень в «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны» или «Адъютанта его превосходительства»?

- Ну, это доброе старое советское кино. А сейчас…

- Есть и сейчас примеры достойных сериалов: «Идиот», «Мастер и Маргарита», «В круге первом»…

- Кстати, ты обратил внимание, что хороший сериал - это, как правило, экранизация хорошей литературы…

- Да уж, сочинить что-то стоящее многосерийное, что называется, с чистого листа довольно трудно. Да и сами съемки: снимается все быстро, но малохудожественно… Но я, понимая, почему многие достойные артисты вынуждены сниматься в достаточно посредственных сериалах, могу посоветовать зрителю одно: не нравится - переключи канал.

- Ага. И нарвись на другом на нечто аналогичное…

- Ну, тогда вообще выключи телевизор и почитай хорошую книжку. А то уже скоро вообще читать разучимся. Хороший вкус воспитывает хорошая литература. - С воспитанием и со вкусом у нас, к сожалению, дела неважные. На улицах и в транспорте хоть уши затыкай - матерится чуть ли не каждый второй, включая женщин и детей. Да и вкусы базируются больше на тех же сериалах, на «Доме-2», на «Комеди Клабе». В лучшем случае на «Кривом зеркале».

- Вкус прививается постепенно. И воспитание не одноразовая акция. Здесь, как это ни банально звучит, должны вместе действовать семья и школа. Причем семья намного больше. Школа сейчас теряет влияние на школьников. И решила полностью снять с себя ответственность за воспитание. Акцент делается только на знаниях. И это скверно…

- А творческой интеллигенции, надо полагать, тоже не до этого.

- Сейчас есть много интересных личностей, но человек должен потянуться к ним сам, а не из-под палки. Кстати, я не уверен, что мы были самой читающей страной в мире. Иначе куда же все это делось в одночасье?

- А надо ли вообще тянуть людей за уши к чему-то высокому?

- Надо. Мы не должны уподобляться Америке. Там люди очень мало знают что-либо, кроме своей профессии. И это очень скверно. Как говаривал Козьма Прутков, такие люди подобны флюсу, полнота их односторонняя. Широко образованных людей становится все меньше и меньше.

- Рынок-с. Кто будет платить за это широкое образование?

- Страна. Она у нас сейчас богата, как никогда. Вот и нужно вкладывать деньги в образование, т.е. в наше будущее.

- Нынешняя молодежь хочет все и сразу. Зачем долго и трудно учиться, если диплом можно купить. Я имею в виду не в подземном переходе, а на различных платных отделениях. Ведь не секрет, что уровень подготовки на них в большинстве случаев на порядок ниже, чем на бюджетных…

- За деньги не выучишься. Общественное сознание должно это понимать. О смене нужно думать. А то во многих профессиях люди работают уже до 70 лет. И не только потому, что пенсии на жизнь не хватает, но и потому, что сменить человека некому.

- Как объяснить молодым, что не все они смогут стать звездами эстрады и фотомоделями. Кому-то нужно и пахать.

- А жизнь сама все объяснит. Жестко, но объяснит. И укажет, где не хватает рабочих рук, куда нужно идти работать. - На непрестижных работах у нас теперь пашут гастарбайтеры. Как ты, кстати, относишься к тому, что русские из бывших союзных республик не могут вернуться на родину?

- Об этом нужно было подумать с самого начала, когда развалился Союз. Не нужно этой демагогии: дескать, чем русский отличается от грузина или молдаванина? Все, мол, бывшие советские. Отличается! Тем, что у бывших советских таджиков или азербайджанцев есть теперь свои национальные государства. А этот русский живет не у себя на родине. И для него все труднее и труднее вернуться домой, в Россию. И не только потому, что у многих нет денег на переезд, но и потому, что с каждым годом чинится все больше различных препятствий: квоты, лимиты, сроки получения вида на жительство. Нужно в срочном порядке помочь всем этническим русским вернуться в свою страну. А не держать их в качестве «пятой колонны» по всему СНГ.

- А как ты относишься к возможности исправления демографической ситуации путем выплаты 250 тысяч за второго ребенка?

- 250 тысяч лучше, чем ничего. Но не уверен, что это сильно повлияет. Людям нужны не столько деньги как таковые, сколько уверенность в завтрашнем дне: что будут доступный детский сад и бесплатное образование в школе и вузе. И с квартирой будет все нормально. И с работой.

- Иными словами, рынок - это плохо? Лучше-то ведь ничего пока не придумано.

- Не плохо. Но людям даже в условиях рынка нужны гарантии нормальной жизни. То есть если ты соблюдаешь какие-то всем известные заранее условия, то государство тебе гарантирует такой-то уровень жизни. А у нас так называемое доступное жилье доступно пока только 10 процентам населения. И то в кредит.

- Так весь мир в кредит живет…

- Живет. Только процент за кредит у них меньше. И зарплата больше. Нигде в мире доктор наук не получает пять тысяч рублей…

- А как ты относишься к нежеланию молодых служить в армии?

- Мужик должен быть мужиком. Родился в штанах - иди в солдаты. Но их всех напугали. Не столько даже самих пацанов, сколько их матерей. И не без оснований. Этих самых пацанов заставляли сражаться с бородатыми мужиками. Еще с Афганистана. И они там гибли. Так как же матери отдавать единственного сына на очередную бойню?

- Значит, неизбежен тот самый контракт?

- Люди даже за деньги не пойдут умирать. Да и идут на контракт пока что в основном те, кому больше негде зарабатывать. Вот если прекратятся войны и локальные конфликты, тогда другое дело.

- Ладно. Давай перейдем к личному. Чем живет заслуженный артист Григорюк, кроме спектаклей и съемок?

- 90 процентов свободного времени провожу, покупая продукты, и на кухне. Семье нравится, как я готовлю. На концерт Гараняна недавно ходил. Телевизор регулярно смотрю.

- Что именно по телевизору?

- Чаще всего то, что после 23 часов. Телевизионщики почему-то самые интересные фильмы и передачи засовывают на ночное время. Канал «Культура» люблю. Слава богу, что я артист и мне не нужно к 9.00 на работу.

- Как относишься к тому, что центр Ярославля теперь под охраной ЮНЕСКО?

- Это хорошо. Старинная застройка имеет свою непередаваемую прелесть. Но теперь нужно, чтобы вся эта старина восстанавливалась и сберегалась. А не строились на месте подлинной старины новоделы, подделки под старину. А то наш главный архитектор почему-то даже не стремится сохранить архитектурное лицо города. На что будут смотреть в скором времени туристы? На современную архитектуру? Так они ее и у себя дома вдоволь насмотрелись. Почему в любом старинном европейском городе берегут каждую трещинку на любом старом здании? А у нас архитекторы говорят, что даже на территории, охраняемой ЮНЕСКО, старина должна сочетаться с современной архитектурой. Как будто мало в советское время навтыкали в старую застройку этой самой современности: те же здания ТЮЗа, областной администрации и прочее. И еще. Почему у нас во многих старинных особняках то больница, то поликлиника, то какое-то госучреждение? Денег у них вечно нет, здания постепенно разрушаются, а мэрии до этого нет никакого дела. Почему бы не реставрировать все эти особняки да не разместить в них новые музеи, расширить старые, создать, например, Дом актера, перевести в большее здание Союз писателей. Короче, разместить во всех старинных особняках творческие организации. А чиновникам и врачам будет гораздо удобнее в современных, построенных специально под них зданиях.

- Так у писателей и актеров опять-таки нет денег на содержание старинных особняков…

- И не нужно. Если здание является памятником истории и архитектуры, то и поддерживать его в надлежащем состоянии должно государство за свой счет. А те, кто в нем работает, должны всего лишь ничем не портить внешний и внутренний вид помещения.

- У нас государство, похоже, не хочет дальше вообще ничего и никого содержать…

- Это верно. Вон даже все жилые дома передают в собственность каким-то ТСЖ. Звучит красиво. Но на деле на плечи людей вешают то, что за 20 - 50, а то и больше лет совсем обветшало. Люди столько лет платили исправно квартплату, но она вся уходила на содержание всяких домоуправлений, ЖЭКов, РЭУ. А теперь, когда дома требуют капитального ремонта, извольте ремонтировать их сами в качестве собственников.

- Вот ты, Виктор Иванович, прожил большую жизнь. Ездил, как актер, по всему бывшему Союзу. Можешь вспомнить за свою жизнь хоть одну реформу в стране, которая была бы на пользу людям, несла бы им облегчение?

- Да, пожалуй, что нет. Возможно, какие-то из реформ были справедливы, шли на пользу стране в целом, но людям при этом всегда приходилось затягивать пояса еще туже.

- Ну и как людям жить дальше, осознавая все эти реалии?

- Как всегда, надеяться на лучшее. Без оптимизма нет перспективы. Наш народ при советской влати всегда жил не сегодняшним, а завтрашним днем. Сейчас уже, конечно, можно вспомнить о своем и своей семьи сегодня. Не у всех получается устроиться в современной жизни благополучно. Но и они не должны терять надежды, а стараться нормально устроиться в сегодняшних реалиях.

Любимый анекдот Виктора Григорюка
На берегу Москва-реки рыбачил актер и поймал золотую рыбку. В ответ на ее просьбу отпустить за исполнение желания рассуждает: «Живу в Москве, квартира, дача, машина есть, снимаюсь в кино. Отпущу, пожалуй, просто так». Дома жена забранила: «Дурачина-простофиля, попросил бы таланта!» Вернулся - попросил. Рыбка исполнила желание. Возвращается домой, а там жена сидит возле разбитого корыта…

Вячеслав Срыбных, «Юность», 2006-07-06

г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 9. Тел.: (4852) 30-56-45. E-mail: admin@yar-kamerniy.ru