Виктор ГРИГОРЮК: «тяжела и неказиста жизнь российского артиста»
Виктор Иванович Григорюк - актер в городе известный: заслуженный артист
России, играет параллельно в двух театрах - ТЮЗе и камерном, активно снимается
в сериалах. С ним решил побеседовать главный редактор «Юности» Вячеслав
Срыбных.
- Виктор Иванович, знакомы мы давно. Поэтому не будем притворяться перед
читателем и «выкать» друг другу…
- Согласен.
- А начнем вот с чего. Как ты все успеваешь - в двух театрах и в кино?
Ведь возраст уже солидный. Да и травма спины, полученная на репетиции в
ТЮЗе, видимо, сказывается (об этом в свое время писали газеты).
- Жизнь заставляет. С одной стороны, действительно, очень тяжело. А с
другой - никуда не денешься, нужно зарабатывать на жизнь. Как сказано в
одном старом стишке: тяжела и неказиста жизнь российского артиста. Только
в оригинале говорилось «советского артиста». А теперь мы исключительно российские,
но сути это не меняет. Особенно тяжело молодым. Даже если он хорошо занят
в театре - 8 - 10 ролей, денег это приносит мало. И на съемки времени совсем
не остается. Хорошо еще, когда артист работает в Москве или Питере, - там
все рядом. А если в провинции, дело труба. Тем не менее самые активные кочуют
из сериала в сериал - это дает хоть какую-то возможность сводить концы с
концами.
- Но ведь сериалы - это жвачка. Хорошо ли актеру разменивать свой талант
на такое неблагодарное дело?
- Сериал сериалу рознь. У кого поднимется рука бросить камень в «Место
встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны» или «Адъютанта его
превосходительства»?
- Ну, это доброе старое советское кино. А сейчас…
- Есть и сейчас примеры достойных сериалов: «Идиот», «Мастер и Маргарита»,
«В круге первом»…
- Кстати, ты обратил внимание, что хороший сериал - это, как правило,
экранизация хорошей литературы…
- Да уж, сочинить что-то стоящее многосерийное, что называется, с чистого
листа довольно трудно. Да и сами съемки: снимается все быстро, но малохудожественно…
Но я, понимая, почему многие достойные артисты вынуждены сниматься в достаточно
посредственных сериалах, могу посоветовать зрителю одно: не нравится - переключи
канал.
- Ага. И нарвись на другом на нечто аналогичное…
- Ну, тогда вообще выключи телевизор и почитай хорошую книжку. А то уже
скоро вообще читать разучимся. Хороший вкус воспитывает хорошая литература.
- С воспитанием и со вкусом у нас, к сожалению, дела неважные. На улицах
и в транспорте хоть уши затыкай - матерится чуть ли не каждый второй, включая
женщин и детей. Да и вкусы базируются больше на тех же сериалах, на «Доме-2»,
на «Комеди Клабе». В лучшем случае на «Кривом зеркале».
- Вкус прививается постепенно. И воспитание не одноразовая акция. Здесь,
как это ни банально звучит, должны вместе действовать семья и школа. Причем
семья намного больше. Школа сейчас теряет влияние на школьников. И решила
полностью снять с себя ответственность за воспитание. Акцент делается только
на знаниях. И это скверно…
- А творческой интеллигенции, надо полагать, тоже не до этого.
- Сейчас есть много интересных личностей, но человек должен потянуться
к ним сам, а не из-под палки. Кстати, я не уверен, что мы были самой читающей
страной в мире. Иначе куда же все это делось в одночасье?
- А надо ли вообще тянуть людей за уши к чему-то высокому?
- Надо. Мы не должны уподобляться Америке. Там люди очень мало знают
что-либо, кроме своей профессии. И это очень скверно. Как говаривал Козьма
Прутков, такие люди подобны флюсу, полнота их односторонняя. Широко образованных
людей становится все меньше и меньше.
- Рынок-с. Кто будет платить за это широкое образование?
- Страна. Она у нас сейчас богата, как никогда. Вот и нужно вкладывать
деньги в образование, т.е. в наше будущее.
- Нынешняя молодежь хочет все и сразу. Зачем долго и трудно учиться,
если диплом можно купить. Я имею в виду не в подземном переходе, а на различных
платных отделениях. Ведь не секрет, что уровень подготовки на них в большинстве
случаев на порядок ниже, чем на бюджетных…
- За деньги не выучишься. Общественное сознание должно это понимать.
О смене нужно думать. А то во многих профессиях люди работают уже до 70
лет. И не только потому, что пенсии на жизнь не хватает, но и потому, что
сменить человека некому.
- Как объяснить молодым, что не все они смогут стать звездами эстрады
и фотомоделями. Кому-то нужно и пахать.
- А жизнь сама все объяснит. Жестко, но объяснит. И укажет, где не хватает
рабочих рук, куда нужно идти работать. - На непрестижных работах у нас теперь
пашут гастарбайтеры. Как ты, кстати, относишься к тому, что русские из бывших
союзных республик не могут вернуться на родину?
- Об этом нужно было подумать с самого начала, когда развалился Союз.
Не нужно этой демагогии: дескать, чем русский отличается от грузина или
молдаванина? Все, мол, бывшие советские. Отличается! Тем, что у бывших советских
таджиков или азербайджанцев есть теперь свои национальные государства. А
этот русский живет не у себя на родине. И для него все труднее и труднее
вернуться домой, в Россию. И не только потому, что у многих нет денег на
переезд, но и потому, что с каждым годом чинится все больше различных препятствий:
квоты, лимиты, сроки получения вида на жительство. Нужно в срочном порядке
помочь всем этническим русским вернуться в свою страну. А не держать их
в качестве «пятой колонны» по всему СНГ.
- А как ты относишься к возможности исправления демографической ситуации
путем выплаты 250 тысяч за второго ребенка?
- 250 тысяч лучше, чем ничего. Но не уверен, что это сильно повлияет.
Людям нужны не столько деньги как таковые, сколько уверенность в завтрашнем
дне: что будут доступный детский сад и бесплатное образование в школе и
вузе. И с квартирой будет все нормально. И с работой.
- Иными словами, рынок - это плохо? Лучше-то ведь ничего пока не придумано.
- Не плохо. Но людям даже в условиях рынка нужны гарантии нормальной
жизни. То есть если ты соблюдаешь какие-то всем известные заранее условия,
то государство тебе гарантирует такой-то уровень жизни. А у нас так называемое
доступное жилье доступно пока только 10 процентам населения. И то в кредит.
- Так весь мир в кредит живет…
- Живет. Только процент за кредит у них меньше. И зарплата больше. Нигде
в мире доктор наук не получает пять тысяч рублей…
- А как ты относишься к нежеланию молодых служить в армии?
- Мужик должен быть мужиком. Родился в штанах - иди в солдаты. Но их
всех напугали. Не столько даже самих пацанов, сколько их матерей. И не без
оснований. Этих самых пацанов заставляли сражаться с бородатыми мужиками.
Еще с Афганистана. И они там гибли. Так как же матери отдавать единственного
сына на очередную бойню?
- Значит, неизбежен тот самый контракт?
- Люди даже за деньги не пойдут умирать. Да и идут на контракт пока что
в основном те, кому больше негде зарабатывать. Вот если прекратятся войны
и локальные конфликты, тогда другое дело.
- Ладно. Давай перейдем к личному. Чем живет заслуженный артист Григорюк,
кроме спектаклей и съемок?
- 90 процентов свободного времени провожу, покупая продукты, и на кухне.
Семье нравится, как я готовлю. На концерт Гараняна недавно ходил. Телевизор
регулярно смотрю.
- Что именно по телевизору?
- Чаще всего то, что после 23 часов. Телевизионщики почему-то самые интересные
фильмы и передачи засовывают на ночное время. Канал «Культура» люблю. Слава
богу, что я артист и мне не нужно к 9.00 на работу.
- Как относишься к тому, что центр Ярославля теперь под охраной ЮНЕСКО?
- Это хорошо. Старинная застройка имеет свою непередаваемую прелесть.
Но теперь нужно, чтобы вся эта старина восстанавливалась и сберегалась.
А не строились на месте подлинной старины новоделы, подделки под старину.
А то наш главный архитектор почему-то даже не стремится сохранить архитектурное
лицо города. На что будут смотреть в скором времени туристы? На современную
архитектуру? Так они ее и у себя дома вдоволь насмотрелись. Почему в любом
старинном европейском городе берегут каждую трещинку на любом старом здании?
А у нас архитекторы говорят, что даже на территории, охраняемой ЮНЕСКО,
старина должна сочетаться с современной архитектурой. Как будто мало в советское
время навтыкали в старую застройку этой самой современности: те же здания
ТЮЗа, областной администрации и прочее. И еще. Почему у нас во многих старинных
особняках то больница, то поликлиника, то какое-то госучреждение? Денег
у них вечно нет, здания постепенно разрушаются, а мэрии до этого нет никакого
дела. Почему бы не реставрировать все эти особняки да не разместить в них
новые музеи, расширить старые, создать, например, Дом актера, перевести
в большее здание Союз писателей. Короче, разместить во всех старинных особняках
творческие организации. А чиновникам и врачам будет гораздо удобнее в современных,
построенных специально под них зданиях.
- Так у писателей и актеров опять-таки нет денег на содержание старинных
особняков…
- И не нужно. Если здание является памятником истории и архитектуры,
то и поддерживать его в надлежащем состоянии должно государство за свой
счет. А те, кто в нем работает, должны всего лишь ничем не портить внешний
и внутренний вид помещения.
- У нас государство, похоже, не хочет дальше вообще ничего и никого содержать…
- Это верно. Вон даже все жилые дома передают в собственность каким-то
ТСЖ. Звучит красиво. Но на деле на плечи людей вешают то, что за 20 - 50,
а то и больше лет совсем обветшало. Люди столько лет платили исправно квартплату,
но она вся уходила на содержание всяких домоуправлений, ЖЭКов, РЭУ. А теперь,
когда дома требуют капитального ремонта, извольте ремонтировать их сами
в качестве собственников.
- Вот ты, Виктор Иванович, прожил большую жизнь. Ездил, как актер, по
всему бывшему Союзу. Можешь вспомнить за свою жизнь хоть одну реформу в
стране, которая была бы на пользу людям, несла бы им облегчение?
- Да, пожалуй, что нет. Возможно, какие-то из реформ были справедливы,
шли на пользу стране в целом, но людям при этом всегда приходилось затягивать
пояса еще туже.
- Ну и как людям жить дальше, осознавая все эти реалии?
- Как всегда, надеяться на лучшее. Без оптимизма нет перспективы. Наш
народ при советской влати всегда жил не сегодняшним, а завтрашним днем.
Сейчас уже, конечно, можно вспомнить о своем и своей семьи сегодня. Не у
всех получается устроиться в современной жизни благополучно. Но и они не
должны терять надежды, а стараться нормально устроиться в сегодняшних реалиях.
Любимый анекдот Виктора Григорюка
На берегу Москва-реки рыбачил актер и поймал золотую рыбку. В ответ на ее
просьбу отпустить за исполнение желания рассуждает: «Живу в Москве, квартира,
дача, машина есть, снимаюсь в кино. Отпущу, пожалуй, просто так». Дома жена
забранила: «Дурачина-простофиля, попросил бы таланта!» Вернулся - попросил.
Рыбка исполнила желание. Возвращается домой, а там жена сидит возле разбитого
корыта…
Вячеслав Срыбных, «Юность», 2006-07-06
|