Ярославский Камерный Театр
 

«МОЙ ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК...»

Гастроли Ярославского Камерного театра под руководством Владимира Воронцова на сцене Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, прошедшие в конце марта, стали ярким и глубоким событием в нашей театральной действительности.

Ярославский Камерный театр (лауреат Московского фестиваля им. Смоктуновского и Екатеринбургского фестиваля «Реальный театр») приезжает с гастролями в Петербург уже во второй раз.

Театр основался на энтузиазме двух актеров, Юрия Ваксмана и Владимира Гусева, которым очень хотелось сделать спектакль «на двоих» и работать они хотели только с одним режиссером, Владимиром Воронцовым, который, по словам актеров, несмотря на все жизненные перипетии, остался верен себе, и работать с которым просто счастье.

Собирались «на один спектакль», работали в ресторане, который закрывался, как «территория еды», в 15 часов, и превращался до 10 вечера в театральную площадку, а после - снова в ресторан. Довольно скоро всем стало понятно, что «надо продолжить». «Город узнал и город поверил», сдав в аренду кинотеатр в центре, но денег конечно, не дал. И весь ресторанно-барно-пельменный бизнес начал работать на создание нового театра. Он стал уникальным частным не бюджетным театром, но при этом репертуарным, штатным и некоммерческим, с залом на 200 мест. Только в этом году у театра появился спонсор. Как сказал Анатолий Праудин: «Театр уникален по трем составляющим. Первая - то, что это русский репертуарный театр. Вторая - то, что в нем возрождается вымирающее понятие «русский трагический актер». Третья - это то, что организованный ими фестиваль «Золотая крыша» собирает «под свою крышу» некоммерческие поисковые театры, стараясь сохранить русский дух репертуарного театра.

Театр привез три спектакля: «Русский ланч» (по пьесе И. Тургенева «Завтрак у предводителя»). В этой пьесе элегичный И.С. Тургенев предстает язвительным, ироничным сатириком. Добродушный охотник Беспардин и его добропорядочная сестра, вдова Каурова выглядят «чопорно-английскими» ровно до тех пор, пока дело не доходит до дележа тетушкиного наследства. «И тут такое началось:» Совместив понятия «русский завтрак» и «английский ланч», постановщики получили немыслимый симбиоз «русского ланча», в жанре сатирической комедии, проявившем всю «русскую дурь» в английском суррогате.

Спектакль «Интервью» по пьесе Питера Суэта, принесшей автору одну из самых престижных премий - Пулитцеровскую, постановщику и актерам принес Московскую премию «Маски» им. И.М. Смоктуновского в четырех номинациях: лучший спектакль, лучшая режиссура и обе мужские роли. Герои ситуации встречаются по вполне формальному поводу: агент налоговой службы приходит с проверкой к коммерсанту. Один - человек системы, но при этом не лишенный чувства чести другой - человек, бегущий от власти всякой системы. Ни к чему не обязывающая встреча оборачивается драматической ситуацией, в результате которой происходит пересмотр жизненных ценностей и пробуждение совести. Хотелось бы думать, что не только у героев спектакля.

А последний спектакль, по пьесе Леонида Рокотова «Представление трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери на убогих подмостках конца ХХ столетия», был «иронической мелодрамой», после которой неотвратимо понимаешь - «мой черный человек всегда со мной». Гениальный текст Пушкина. Гениальная музыка Моцарта. Просто «раритетные» предметы, передающие стиль эпохи конца XVIII-го века. И «убогих подмостков» конца ХХ-го. И все это - в интерьере «гримм-уборных» классического театра конца XIX века. А о великолепной актерской игре, хотелось бы писать в стиле театрального критика тех лет, к примеру, В. Дорошевича...

После питерской суеты и этот стиль, и темпоритм, и классически трагедийная подача вызывают поначалу некую раздвоенность, не «включиться». Но после того, когда «включился» - не хочется выходить из этого спокойного и правильного состояния, а просто идти и идти куда-то не спеша, вдруг почувствовав, что вместе со спектаклем ты впитал в себя и Ярославль, и Кремль, и всю среднюю полосу России, и этот театр, где всеми силами пытаются реанимировать вымирающие традиции русской сцены.

Елена Енгалычева «Деловой журнал БИЗНЕС СЕГОДНЯ» Апрель 2004

г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 9. Тел.: (4852) 30-56-45. E-mail: admin@yar-kamerniy.ru