Ярославский Камерный Театр

«Театр – двигатель, а кино – охота»

Театр – двигатель, а кино – охота

Юрий Ваксман одинаково хорошо известен ярославцам и как артист театра, и как киноактер. Но когда я шла на интервью с ним накануне Международного дня театра, и не предполагала, что разговор будет не только об искусстве театра и кино, но и о ремесле продюсера и бизнесмена. 

известия: Юрий Михайлович, с чем встречаете свой профессиональный праздник?
Юрий Ваксман: Одиннадцать лет назад 28 марта была премьера спектакля «Интервью». Это и есть дата рождения камерного театра. К чему идем? Мы живы, у нас достаточно серьезный репертуар. 6 апреля состоится долгожданная премьера по пьесе Ирениуша Иредынского «Прощай, Иуда». Идею постановки этого спектакля руководитель театра Владимир Воронцов долго вынашивал. Сейчас сложно говорить о результатах, я не видел спектакля. Но я настолько верю в этого человека, что не сомневаюсь в успехе. 
и: В одном из интервью вы назвали практически все спектакли камерного непроходными. Вот и пьесу «Прощай, Иуда» практически невозможно найти, так же как и биографию польского драматурга.
Ваксман: Репертуарная политика любого театра – это его платформа, его устойчивость. Поскольку мы являемся частным театром, никто не влияет на наш выбор. Репертуарную политику диктует только Воронцов, он знает, что ставить. Спектакль «Питер Суэт» не шел нигде, кроме как в Париже в 70-х годах. Мы были первыми в России и единственными. Потом были «Моцарт и Сальери» и «Дон Кихот» по пьесе Рокотова, драматург пишет только для нашего театра. По Тургеневу поставили «Русский ланч», мало кто знал о том, то он писал комедии.
и: Вы сказали, что Воронцов определяет репертуар, а мне казалось, что зрители в первую очередь должны его определять.
Ваксман: Если бы зрители влияли на репертуар, я не думаю, что театры достигали бы каких-то высот. Если бы мы шли на поводу зрителя, то не занимались бы не искусством, а кассой. Театр должен разговаривать со зрителем, владеть умами, вести.
и: Но ведь зрителя еще нужно заманить на спектакль?
Ваксман: Когда мы начинали свой путь, я добивался того, чтобы появился спектакль «Смешные деньги», он нужен был для кассы. До сих пор я не жалею, что этот спектакль есть в репертуаре. Но если бы были хорошие пьесы и другие возможности, я бы его не делал. Лицо должно быть у театра и свой зритель, актеры должны побаловаться. 
и: Что значит «актеры должны побаловаться»? Ну, побаловались они в камерном театре, достигли высот, а дальше что?
Ваксман: Актеры достичь высот не могут. Это бесконечность. В театре можно многое изменить, ведь спектакли повторяются. У актера есть возможность сыграть лучше, чем на предыдущем спектакле. 
и: Вернемся к зрителю. Наш редактор говорит, что целевая аудитория есть только у пистолета. Вы убеждаете, что репертуар вашего театра, напротив, говорит именно о целевой аудитории. 
Ваксман: У нас разный зритель, и неожиданный есть. Иногда смотришь в зал, на некоторых лицах нет отпечатка интеллекта. Но именно эти люди так воспринимают спектакль, так чувствуют нюансы, что думаешь: какая же я свинья, так плохо о них подумал! Все зависит от того, что ты делаешь.
и: А ваше новое детище - «Ярсинема», ставший, как я понимаю, логическим завершением ваших усилий по затаскиванию именитых студий в Ярославль, не мешает работе в театре?
Ваксман: Скорее помогает. 
и: Помогает как чистой воды бизнес-проект?
Ваксман: Конечно, киностудия задумывалась как дополнительная возможность финансировать театр. Но кино как наркотик, затягивает. И здесь тоже хочется сделать свой уникальный проект. Что касается денег… Мы деньги брали у инвесторов, их возвращать нужно. Это же не подарки, не спонсорские и не кредитные. В этом есть потери серьезные, но сегодня мне ни за один фильм не стыдно. Ни за сценарий, ни за качество съемки.
и: А сколько фильмов снято?
Ваксман: Сейчас в нашей копилке четыре фильма, которые мы сделали сами. Еще две картины совместные, которые мы сняли с известными российскими киностудиями. «Гербарий» Маши Колосовой очень хорошо прошел на Украине, сейчас мы ждем продажи «Клоунов» там же. «Снег на голову» - очень добрая новогодняя история любви, это наш привет «Иронии судьбы». Потрясающая музыка композитора Комарова. Уже на подходе полнометражный фильм «Гидравлика», снятый на фотоаппарат, с Андреем Мерзликиным в главной роли. Оператор картины – лауреат Венецианского фестиваля Андрей Найденов. Это очень серьезная работа, я надеюсь показать ее на фестивалях. Ждем также решения центральных каналов, куда отдали картины на просмотр. И не нужно забывать о восьмидесяти фильмах, которые были сняты и продолжают сниматься с нашим участием.
и: Есть ли шанс вывести картины на широкий экран?
Ваксман: Это не тот формат, единственное исключение – «Гидравлика», она может выстрелить где-нибудь на фестивале. 
и: А какова судьба «Ярослава Мудрого», о котором в свое время трубили все СМИ?
Ваксман: Идея создания этой картины исходила от бывшего губернатора, финансировать ее обещали и областной, и городской бюджет. А реально денег не смог выделить ни город, ни область, выделило только Министерство культуры. Администрация области, правда, помогала в съемках, за что ей большое спасибо. 
Продюсер, наш хороший друг Вадим Быркин, взял весь проект на себе. Ему пришлось брать кредиты. Проект получился недешевый. Очень качественный. Я видел последние полчаса фильма. Это просто пи…ц. Такое ощущение, что в фильм вбухано не менее 10 миллионов долларов. Если вся картина в том же ритме, будет просто блокбастер. За эту работу не стыдно.  
и:А за что стыдно?
Ваксман: Да ни за что. Были, конечно, проходные. Если бы от нас зависело, мы бы не снимали тот или иной сериал. Вот если бы мы были сценаристами, тогда да – стыдно. Но чаще это просто работа. 
и: Ради денег?
Ваксман: Скорее чтобы обеспечить работой людей: осветителей, «хлопушек» так называемых - помощников режиссеров, гаферов – художников по свету, декораторов. В среднем группа съемочная - это 40 человек, а мы одновременно можем работать тремя группами. Актерская база очень большая: в Рыбинске, Костроме, Тутаеве. У нас только в массовке около тысячи человек. А результат нашей работы говорит сам за себя. До кризиса в Ярославле было отснято более 10 процентов всей кинопродукции России. Теперь мы не просто принимающая сторона, но и компания, производящая свой продукт.
и: В планах завоевание мира?
Ваксман: Вы зря смеетесь. У нас есть идея международного проекта, пока нет сценария, но есть идея снять психологический триллер о любви итальянского военнопленного к русской девушке. Влюбленные преодолевают все границы, все трудности и все-таки встречаются. Это редкий случай в истории, когда им было разрешено жить и в Италии, и в России. У нас уже есть договоренность с партнерами из Италии. И вообще нужно возвращать кинематограф на родину! Ведь братья Майер, основавшие киностудию «Metro-Goldwyn-Mayer», стояли у истоков голливудской киноиндустрии. А сами они из Рыбинска. 
и: Вы с таким задором о кино рассказываете, аж глаза горят. О театре вы не говорили с таким воодушевлением?
Ваксман: Не будь театра, я кино никогда бы не занимался. Театр – это основа, двигатель, воздух. За роль в театре люди будут работать бесплатно в каком-нибудь Урюпинске у интересного режиссера. Кино – это в большей степени бизнес, деньги. Есть деньги – можно снять качественный продукт, а результат спектакля от наличия или отсутствия денег зависит в последнюю очередь. Для меня кино – это хобби, атмосфера, охота, если хотите. 
и: А как вы смотрите на то, что появляются новые люди в театральной среде Ярославля?
Ваксман: Это очень большой плюс для города, что появился Мездрич в Волковском театре. Не хочу никого обижать, но до его прихода театр нужно было спасать. И это больно для первого русского. Нам несколько лет назад говорили: камерный театр лучший в городе. А лучший среди кого? Среди худших? Меня это не устраивает. Мы хотим быть лучшими среди лучших. И для этого я вывозил спектакли в Москву и Питер. Чтобы все актеры поняли, что мы делаем спектакли очень хорошего уровня. Не провинциальные. И это подтверждают зрители в других городах. А сейчас, когда обновляется Волковский, жизнь появляется в театре. Мездрич делает дело, без крови не сделаешь его на руинах, которые ему достались. Можно спорить о спектакле «Горе от ума» - это шоу или спектакль. Но то, что в Волковском будут «Маски», - супер! Для обывателей, для страны – это событие! «Серебряный медведь» Сережи Пускепалиса – дополнительный плюс городу. Петров – мультипликатор, взявший «Оскара» и номинировавшийся на эту награду… Он не уезжает никуда, он живет здесь. Гордость города – это не реклама, а люди.
и: Спасибо за беседу!

Екатерина Кремлева, газета «Известия - Верхняя Волга»

г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 9. Тел.: (4852) 28-56-45. E-mail: admin@yar-kamerniy.ru