«Любовь – сочинять спектакли»
В декабре Камерный театр представит новый спектакль для детей – сказку
«Давайте жить дружно, или Игра в кошки-мышки». Историю про кота Леопольда
режиссер Владимир Кулагин ставит не в первый раз. Но при этом он создает
совершенно новое сценическое произведение. «Я люблю сочинять спектакли»,
– говорит постановщик…
Владимир Анатольевич, вам, режиссеру драматических спектаклей, интересно
ставить детскую сказку?
Никогда нет разницы между взрослым и детским спектаклем. Детский даже
интереснее – ведь здесь можно много напридумывать. Сказка про кота Леопольда
всем знакома по мультфильмам. Мне интересно в известном произведении открыть
что-то новое. Интересно сочинить свою историю про дружбу и недружбу. Кроме
того, этот спектакль – новогодний подарок, а на Новый год всегда хочется
подарить что-то озорное и легкое.
Интересы современных детей учитываете?
Конечно. Пьеса для сегодняшнего времени тяжеловата. Поэтому мы ставим
фантазию на тему. Жанр обозначили так: «веселое представление с дразнилками,
возилками и шутилками». Это будет веселый, не назидательный спектакль, очень
динамичный. Надеюсь, что в нашу игру мы вовлечем и зрителей. Суть произведения
при этом останется прежней: без дружбы и интересных игр в детстве становишься
скучным, занудным и никому не интересным.
А должен ли меняться язык театра вообще?
И язык, и задачи. Но театр должен удивлять сутью, а не падающими потолками,
фейерверками… Мне нравится удивлять, например, тем, что я беру и перевожу
новеллу Куприна «Гранатовый браслет» на язык моноспектакля – ставлю его
как исповедь героини… Я люблю сочинять спектакли. Не ставить их – а сочинять.
И я не сокращаю классиков, а увеличиваю: всегда добавляю в произведение
какую-то интересную фразу из другого автора. Скажем, прочел потрясающую,
на мой взгляд, строчку Цветаевой «Как всё соединяет даль…» – и включил ее
в одну из постановок.
Как режиссер вы предпочитаете камерную сцену или вам это неважно?
Мне всегда интереснее на камерной! Она дает возможность прикоснуться
к чему-то существенному… возможность дотронуться до зрителя. В камерном
театре зрители в какой-то момент становятся частичкой спектакля и начинают
проживать историю вместе с актерами. Для меня это очень важно. Потому что
театр для меня не просто развлечение. Большая сцена – по-своему интересна,
особенно когда видишь на ней блестящий ансамблевый спектакль… Но малой сцене
присуща особая исповедальность, которая редко возникает на большой.
Театр для вас сегодня – это очаг, зрелище, храм…
Я сторонник театра потрясения. Всегда хочется, чтобы мой спектакль оставлял
зрителя не равнодушным… Театр – это способ общения. Общения свободного,
не замкнутого. Сейчас театр идет в сторону развлечения, это уничижает сам
вид театрального искусства, хотя, с другой стороны, возвращает нас к истокам
площадного театра… Но в погоне за зрителем развлекательный театр часто так
далеко уходит от содержания, что этого содержания становится не видно. А
ведь театр – это всегда некая встреча с интересным, с прекрасным, с новым
или давно забытым старым…
У вас нет постоянного места работы, вы – свободный художник. Насколько
вы при этом свободны?
Я свободен как ветер. Потому что театр для меня не зарабатывание денег,
а встречи, которые мне дороже всего… Я уже в том возрасте, когда могу себе
это позволить. Как улитка, я ношу театр с собой. А спектакли ставлю там,
где мне интересно работать, где сложилась творческая и человеческая дружба.
Лора Непочатова. «Ваш досуг» №12-1 (60-61) декабрь 2011 – январь 2012
|